Главная » 2-КУРС » Экономика |
Размер файла: [213.0 Kb] Формат файла: . | 01.08.2013, 16:39 |
Скачать | |
Содержание Введение………………………………………………………………. 1. Харакеристика Кейнсианской концепций……………………….. 1.2. Основные постулаты…………………………………………… 1.3. Анализ равновесия потребления и сбережения………………. 1.4. Макро экономическое равновесие на денежном рынке……… 2. Модель "IS-LM”…………………………………………………….. 3. Модель "национальный доход-совокупный расход”……………. 4. Модель "совокупный спрос-совокупное предложение”………… 5. Экономипческая политика………………………………………… 5.1. Бюджетно-налоговая политика…………………………………. 5.2. Денежно-налоговая политика………………………………….. Заключение……………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста. Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Различные экономические школы имеют разные взгляды на эту проблему. Кейнсианская теория экономического равновесия зародилась в 30-х г.г. ХХ столетия. Ее основоположник – английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Кейнсианская теория начала распространяться после Великой Депрессии – тяжелого экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929-33 г.г. Кейнс изложил свою теорию в книге "Общая теория занятости, процента и денег”, которая вошла в противоречие с господствовавшими тогда классическими взглядами на экономику. Она явилась по общепризнанному мнению поистине революционной для своего времени. В его работе обосновывается важная роль государственного вмешательства в экономическую жизнь. Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об "эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями. Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. То есть по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости. 1. Характеристика Кейнсианской концепций 1.1 Основные постулаты Кейнсианская модель макро экономического равновесия пост¬роена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-пер¬вых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены де¬нежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональ¬ных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует. Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в корот¬ком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавлива¬ется, как правило, в условиях неполной занятости Однако основная особенность кейнсианской модели заключает¬ся в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливается спе¬цификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно кото¬рой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос—совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его ве¬личина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия. Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки) , исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия. [7] 1.2 Анализ равновесия потреблений и сбережений. Одним из центральных понятий общего экономического равновесия является взаимная связь между планируемыми экономическими аген¬тами, населением и государством расходами и национальным про¬дуктом. При этом в статье расходов обычно выделяют личное потребление, инвестиционные и государственные расходы. Увеличе¬ние каждой из отмечаемых составляющих повышает общие плани¬руемые затраты в целом. Величина получаемого каждым экономическим агентом дохода далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения Предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Нако¬нец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать, как потребление, так и свои сбережения. По Кейнсу все расходы общества состоят из 4 однотипных компонентов: -личное потребление -инвестиционное потребление -государственные расходы -чистый экспорт При анализе личного потребления важно исследовать роль объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению — marginal propensity to consume (MPC) : . Согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей, а предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save) равна отношению изменения величины сбережений к изменению доходов : . Когда общий доход возрастает, часть прироста будет направлена на потребление, а другая часть — на сбережение, т.е. Y = S + C, отсюда следует: Построим график, отражающий предельную склонность к потреблению. На оси абсцисс откладывает¬ся чистый доход (после уплаты налогов). На оси ординат — расходы на потребление. Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 45°. Но в действительности такого совпадения не происходит, и только часть доходов расходуется на потребление. [2] Поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45° вниз. Место пересечения линии 45° и кривой потребления в точке В означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение, а справа — сбережение положительное. Теперь построим график, отражающий предельную склонность к сбережению. График склонности к сбережению (рис.2) показывает отношение прироста сбережения к приросту дохода. По¬скольку сберегаемое есть та часть дохода, которая не по¬требляется, то графики сбережения и потребления – обратные копии друг друга. Предельная склонность к потреблению (МРС) отражает размер дополнительного потреб¬ления, вызванного дополнительным доходом; на графике это выражается в наклоне кривой потребления. Крутой на¬клон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. 1.3 Анализ равновесия инвестиций и сбережений При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, с точки зрения соответствия состоянию общего эконо¬мического равновесия, будет ситуация, когда все сбережения пол¬ностью аккумулируются и мобилизуются существующими финансовыми институтами (институциональными инвесторами), а затем на¬правляются на инвестиции. То есть ситуация, когда инвестиции / равны сбережению S в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов. Из представленных на рис. 3 графиков сбережений и инвести¬ций фиксирующих связь указанных параметров с изменением наци¬онального дохода, хорошо видно, что чем выше спрос на инвести¬ции (/1 по сравнению с /) и шире возможности институциональных инвесторов в обеспечении равенства I = S, тем выше совокупный спрос на национальный продукт, а следовательно, сильнее стимулы к росту национального дохода (продукта) в последующие воспроиз¬водственные периоды. Точки E и E1 отражают состояния равнове¬сия между этими (I и S) ключевыми параметрами и соответствую¬щие им равновесные величины создаваемого и распределяемого национального дохода Q1,Q2.[2] В точках, лежащих на оси абсцисс правее указанных равновесных значений этих параметров, будут иметь место превышение предло¬жения (в нашем случае — сбережения) над спросом на инвестиции и дефляционный разрыв на инвестиционных рынках. В точках же, лежащих левее равновесных значений, спрос на инвестиции будет превышать предложение и образуется соответствующий инфляцион¬ный разрыв. И тот, и другой приводит в движение мотивационные механизмы, стимулирующие экономических агентов предпринимать действия, направленные на достижение равновесия между / и S. 1.4 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке Спрос на деньги. Спрос на деньги – желание экономических субъектов иметь определенное количество платежных средств в определенный момент времени. Кейнсианская теория спроса на деньги отлична от классической теории. Если в классической теории спрос на деньги зависит от дохода, то в кейнсианской спрос главным образом связан с процентной ставкой. В своей книге "Общая теория занятости, процента и денег” Кейнс рассматривал три мотива, которые заставляют людей хранить финансовые активы в форме денег: трансакционный, мотив предосторожности и спекулятивный мотив. Трансакционный мотив Lt – связан с потребностью в деньгах для запланированных покупок и платежей. В этом случае спрос на деньги прямо пропорционален величине дохода и не зависит от процентной ставки. Мотив предосторожности Lp – объясняет хранение денег на случай непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги также зависит от величины дохода, однако ощущается влияние процентной ставки. Как видно, оба этих мотива в кейнсианской теории спроса на деньги определяют ее некоторое сходство с классической теорией. Спекулятивный мотив существенно отличается от двух предыдущих. В кейнсианской модели предполагается, что экономический субъект имеет активы в двух формах – деньги и облигации. Спекулятивный спрос основан на обратной зависимости между процентной ставкой и курсом облигаций. Деньги в отличие от облигаций не приносят дохода, но способны быстро обмениваться на другие виды активов. Если процентная ставка понижается, то растет курс облигаций и экономические субъекты начинают обменивать облигации по высокой стоимости на деньги, рассчитывая в будущем на возврат процентной ставки и курса облигаций к исходному уровню. Следовательно, в периоды понижения процентной ставки увеличивается спрос на деньги. И наоборот, если процентная ставка увеличивается, то спрос на деньги уменьшается. Таким образом, спекулятивный мотив определяет обратную зависимость между спросом на деньги и уровнем процентной ставки (рис 4.). i L Рис.4. Спекулятивный спрос. Функция спроса на деньги выглядит следующим образом: L=kY – li, где k – коэффициент, показывающий чувствительность спроса на деньги к доходу Y – реальный доход l – коэффициент, показывающий чувствительность спроса на деньги к процентной ставке i – процентная ставка Итак, кейнсианская теория предполагает зависимость спроса на деньги от дохода и процентной ставки. Трансакционный мотив при увеличении дохода вызывает увеличение спроса, а спекулятивный мотив при увеличении процентной ставки вызывает его снижение. Необходимо отметить, что современные теории спроса на деньги во многом отличаются от кейнсианской модели. Так, предполагается зависимость спроса от величины богатства, ожидаемой инфляции и других факторов. Кроме того, экономические субъекты могут иметь более широкий набор активов нежели наличные деньги и облигации. Предложение денег. Предложение денег (Ms) включает наличность вне банковской системы (C) и депозиты до востребования (D): M¬¬s=C+D. На величину предложения денег оказывает влияние ЦБ, система коммерческих банков и население. Модель предложения денег выглядит следующим образом: Ms=mH, где Ms – предложение денег m - денежный мультипликатор Н - денежная база. Денежная база - наличность вне банковской системы и обязательные резервы банков: H=C+R, где С – наличность, R – резервы банков. Денежный мультипликатор равен m=Ms/H=(C+D)/(C+R) или m=(cr+1)/(cr+rr), где cr=C/D, rr=R/D. При этом cr определяется поведением населения, rr зависит от установленной нормы обязательных резервов. Центральный Банк может контролировать предложение денег, воздействуя либо на мультипликатор, либо на денежную базу. Равновесие на денежном рынке происходит при равенстве спроса и предложения денег. В модели рынка денег предполагается, что денежное предложение контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне М. Уровень цен стабилен и равен Р. i М/P Рис.5. Равновесие на денежном рынке. Процентная ставка приводит рынок денег в равновесие. Это происходит благодаря тому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от процентной ставки. Если процентная ставка высока, предложение денег превышает спрос. Домохозяйства пытаются избавиться от накопленной наличности. При высокой процентной ставке курс облигаций будет низким. Поэтому экономические агенты начнут скупать дешевые облигации, увеличивая спрос на них. Спрос на облигации повысит их цену и таким образом вызовет понижение процентной ставки. Понижение процентной ставки восстановит равновесие. Если процентная ставка высока, спрос превышает предложение денег. Центральный Банк может контролировать предложение денег путем регулирования денежной базы. Главные инструменты денежной политики Центрального Банка: изменение учетной ставки. Изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке. [2] 2. Модель IS-LM Модель IS-LM - модель товарно-денежного равновесия. В ней процентная ставка является внутренней переменной и определяет состояние равновесия одновременно на товарном и денежном рынках. Кривая IS – кривая равновесия на рынке благ. Она показывает такие сочетания дохода Y и процентной ставки r, при которых достигается равновесие на товарном рынке. Во всех точках кривой IS выполняется равенство сбережений и инвестиций – условие равновесия. Используя функции сбережений и инвестиций, можно получить графический вывод кривой IS. S IS S1 . Рис.6.3. Кривая IS S2 Y i Y2 Y1 i IS i2 i1 Y I2 I1 I Рис.6.2. График сбережений. Рис.6.1. График инвестиций. На рис.6.1 изображен график инвестиций. Если повышается процентная ставка с i1 до i2, то объем инвестиций падает с I1 до I2. Этой ситуации на рис.6.2 соответствует уменьшение уровня сбережений с S1 до S2 и уменьшение дохода до Y2. На рис.6.3 изображена кривая IS: более высокая процентная ставка соответствует более низкому уровню дохода. Уравнение кривой IS получается путем алгебраического решения системы уравнений относительно Y: Y=C + I + G + Xn C=Cf + bY=Cf + b(Y-T) I=If + gY - di X=Xnf - vY Уравнение кривой IS имеет вид: Y=m(A – bTf -dr), где m=1/(1-b(1-t)-g+v) – мультипликатор автономных расходов A=Cf + If + Gf + Xnf – автономные расходы d – коэффициент чувствительности инвестиций к процентной ставке Tf – аккордные налоги, независящие от дохода Y r – процентная ставка. Кривая LM – кривая равновесия на рынке денег. Она проходит через точки, представляющие сочетания дохода Y и процентной ставки r, при которых наблюдается равенство спроса на деньги и их предложения. i M¬¬s i i2 LM i1 M/P Y1 Y2 Y Рис.7.1. Денежный рынок. Рис.7.2. Кривая LM. На рис.7.1 представлен денежный рынок. Рост дохода с Y1 до Y2 увеличивает спрос на деньги и повышает процентную ставку. На рис.7.2 изображена кривая LM: высокий уровень дохода соответствует высокой процентной ставке. Уравнение кривой LM получается путем решения уравнения M/P=kY – li, представляющего функцию спроса на деньги, относительно Y: Y=(M/P+li)/k Угол наклона кривой определяется коэффициентом l. Чем больше l, тем кривая LM более пологая. Увеличение предложения денег или понижение цен вызывает сдвиг кривой LM вправо. Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM на рис.8. В этой точке одновременно наблюдается равновесие на товарном и денежном рынках. [7] i LM ir IS Yr Y Рис.8. Равновесие в модели IS-LM. Равновесный выпуск у в модели определяется подстановкой значения i=(A - zY)/d из уравнения кривой IS в уравнение кривой LM Y=(li + M/P)k: Y=(l/(zl + kd))A + (d/(zl + kd))(M/P) Y=fA + h(M/P) Мультипликаторы f и h показывают относительную эффективность фискальной и монетарной политики. [7] 3. Модель «национальный доход — совокуп¬ные расходы» Национальный доход использует¬ся по двум основным каналам: на потребление и инвести¬ции, т.е. Y = С + I . Совокупные расходы — это расходы на личное потребление (С) и на производительное потребле¬ние (I). В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок, и уровень националь¬ного дохода, соответствующий равенству доходов и расхо¬дов (на личное потребление), установится в точке So, т.е. на уровне нулевого сбережения. Однако если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то линия СС сдвинется вверх по вертикали и займет положение С + I. Теперь кривая С + I пересечет линию 45° (линию равенства доходов и расходов) в точке Е. Этой точке будет соответ¬ствовать объем НД вразмере ON. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соответствует полной занятости. Чем больше инвестиции, тем выше поднимается кривая С + I и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если же государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществ¬лять целый набор различных расходов, то кривая С + I превратится в кривую С + I + G, где G — государственные расходы. Этот рисунок — наглядная графическая иллюст¬рация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Дж. М. Кейнс. Итак, совокуп¬ные расходы — это сумма С, I, G и, с учетом внешнетор¬говых операций, чистого экспорта (Хn): С + I + G + Хn. 4. Модель «Совокупный спрос — совокупное предложение» Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют со¬стоянием общего макроэкономического равновесия (сбалансирован¬ности) экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. На рис. 10 заданы кривые совокупного спроса AD и предложения AS и точка Е, фиксирующая состояние общего экономического равновесия («крест Кейнса»). В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляци¬онных процессов (на рис. 10 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное). Последнее, как известно, в значительной степени стимулирует развитие спекулятивных мотивов у производителей и различного рода посредников — в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложившейся структурой национальной экономики. Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынужденной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали. Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в точке Е), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы, рост государственных расходов. Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например, находится в точке Е1— классическим примером является российская экономика), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов. В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит «проедание» нацио¬нального дохода, нарастает отставание в техническом уровне раз¬вития производства. Все это диктует необходимость проведения энергичной государст-венной политики, направленной на сокращение совокупного спроса и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е11. Тео¬ретически и практически последнее достигается за счет ужесточения налогового пресса, сокращения денежной (в первую очередь кре¬дитной) массы, существенного снижения (экономии) государственных расходов. Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равно¬весия, тем меньше соответствующие возможности. Применительно к нынешней экономике России трудно требовать быстрой транс¬формации существовавшей ранее банковской системы в классиче¬скую систему мирового образца. Это не позволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокращения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс «сжатия» последней, несом¬ненно, идет. При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов — задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в услови¬ях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в экономике оборонного комплекса, хотя начиная с 1992 г. правительство Российской Федерации постепенно добивается сокращения военных расходов. Именно на них сегодня вынужденно пере¬мещен центр тяжести при проведении экономических реформ и в решении сложнейших проблем народнохозяйственной сбалансиро¬ванности. В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной фи-нансовой политики может привести к тому, что экономические аген¬ты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS на рис. 10 сместится в поло¬жение AS1. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определя¬емую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупно¬го предложения. Приведенный AD—AS — анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменении и последовательности предприни¬маемых шагов в рамках государственной политики достижения эко¬номического равновесия. 5. Экономическая политика Согласно кейнсианской теории равновесие может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов. Государственное регулирование способно ликвидировать этот разрыв. 5.1. Бюджетно-налоговая политика Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) – деятельность правительства по изменению государственных расходов, налогов и государственного бюджета, имеющая своей целью обеспечение полной занятости при неинфляционном уровне ВНП. Фискальная политика может осуществляться в двух направлениях: стимулирование и сдерживание. Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление спада. Правительство должно увеличить госрасходы или снизить налоги. На результативность стимулирующей фискальной политики влияет "эффект вытеснения”. Если государственные расходы финансируются путем выпуска займов, то на денежном рынке возрастет процентная ставка. Это повлечет за собой снижение инвестиционного спроса, т.к. для предпринимателей возрастет цена кредита. Сдерживающая фискальная политика проводится для ограничения подъема экономики. Государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Ценой спада производства и роста безработицы можно снизить инфляцию. 5.2. Денежно-кредитная политика Денежно-кредитная (монетарная) политика – действия Центрального Банка, направленные на достижение полной занятости, роста экономики при стабильном уровне цен. Инструменты монетарной политики включают в себя: Прямое регулирование процентной ставки. Изменение ставки рефинансирования. Изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке. Последователи кейнсианской теории считают, что монетарная политика имеет сложный передаточный механизм. Изменение денежного предложения изменяет процентную ставку, которая в свою очередь влияет на инвестиции – компонент совокупного спроса. Наконец совокупный спрос изменяет объем выпуска. Нарушение работы хотя бы одного из этих звеньев может сделать проводимую политику бесполезной. Кроме того, между началом проведения монетарной политики и конечным результатом лежит достаточно длительный промежуток времени. Этими факторами, как считает кейнсианская теория, определяется второстепенная роль монетарной политики по сравнению с фискальной. 5.3. Государственное регулирование экономики. В свободном обществе с рыночной экономикой регулирование экономики государством возможно лишь с помощью финансовой политики, но не принудительным, «плановым» распределением ресурсов. Ключевым понятием финансовой политики являются налоги ( T ) и государственные расходы ( G ); величина разности этих величин, D = G - T, называемая бюджетным дефицитом, играет важнейшую роль в обще оценке действий правительства. В глобальной картине циркуляционного потока налоги и государственные расходы можно изобразить, введя дополнительный отток величиной в Т долларов и дополнительный приток величиной G долларов, как это показано на рис.11. Рисунок 11 Таким образом, суммарный приток составляет ( I + G ) долларов, а отток - (S+T) долларов. Как и ранее, должны выполняться условие макроэкономического равновесия AD = Y, причем теперь уже агрегированный спрос AD и национальный доход Y выражаются как суммы трех составляющих AD = C + S + T, Y = C + I + G и , следовательно, условия равновесия могут быть переписаны в виде S + T = I + G ( где С - потребительский спрос ). Кардинальный смысл последнего соотношения состоит в том, что теперь в случае, если величина накоплений «частников» S превысит величину инвестиций «фирм» I, это одно, само по себе не будет с неизбежностью приводить к нарушению экономического равновесия, спаду производства, уменьшению национального дохода и, как следствие, росту безработицы. В руках государства оказывается механизм, с помощью которого оно способно выровнять возникающий перекос и восстановить равенство левой и правой частей последнего соотношения. Этого можно достигнуть либо соответствующим уменьшением налогов T, при постоянной величине государственных инвестиций G в экономику; величина суммарных потоков в левой и правой частях соотношения при этом остается на прежнем уровне. Либо увеличить государственные расходы G, оставив на прежнем уровне величину налогов T; величина суммарных потоков при этом возрастает. В обоих случаях компенсация достигается за счет бюджетного дефицита D = G - T. Очевидна также экономическая нецелесообразность первого способа: частники увеличивают свои накопления, а им представляются налоговые льготы. Приведенный пример демонстрирует основную идею регулирования: изъяв у частников определенную сумму дохода, можно воздействовать затем на циркуляционный поток, добиваясь его равновесия. Очевидна также схема действий в случае, когда фирмы при постоянной величине накоплений частников S, по каким-либо причинам снизят величину инвестиций I. Суммарный отток ( S+T) , одна часть которого идет в карман частника, а другая - в карман государства, можно рассматривать как совокупный поток сбережений; обозначим его буквой О. Суммарный приток (I+G), одна часть которого направляется фирмами, а другая государством, можно рассматривать как совокупный поток инвестиций; обозначим его буквой П. Если теперь построить графики, аналогичные изображенным на рис.8 и 9, с заменой обозначений S на О и I на П, то получим точно те же выводы. А именно, увеличение ( уменьшение ) совокупный сбережений на 1 доллар, приводит к снижению ( увеличению ) национального дохода на m долларов и т.д.. Мультипликатор m будет работать также, как и в частной экономике, и величина его останется в точности той же самой, но теперь это уже не просто равнодействующая спонтанных интересов и намерений огромного числа частников и фирм, но результат их взаимодействия с мощным рычагом, сосредоточенным в одних руках - руках правительства. Поясним, почему величина мультипликатора остается той же самой. Раннее отмечалось, что она определяется углом наклона функции накопления частников S ( их «предельной склонностью к накоплению») к горизонтали, которая изображала функцию инвестиций фирм I. Горизонталь - это независимость от величины национального дохода Y, что является вполне удовлетворительной идеализацией реальности: на фоне «векового тренда» национального дохода страны величина инвестиций за короткий период делового цикла от глобальной характеристики практически не зависит. Аналогичным образом на протяжении коротких периодов не зависят от величины национального дохода налоговые ставки и государственные инвестиции. Они могут быть разными, скажем в фазе рецессии и фазе подъема, но в эти короткие периоды, они суть горизонтали. Стало быть угол наклона не меняется и величина мультипликатора тоже. Имея в руках два таких рычага как налоговая ставка и государственные расходы ( инвестиции ), правительство может ими пользоваться, сообразуясь с состоянием экономики и политической конъюнктурой. Увеличение налогового пресса всегда невыигрышно, особенно перед выборами. Увеличение государственных расходов ( инвестиций ) - это строительство школ, больниц, «укрепление обороны страны» - как правило привлекательная мера. Цена этой привлекательности - бюджетный дефицит, инфляция, падение реальной заработной платы и т.д.. Но для «простого человека» это не так уж очевидно... Рецепты кейнсианской кухни Открыв эффект мультипликатора, Кейнс изобрел свои собственные рецепты по ликвидации излишка предложения, на основе которых и по сей день в промышленно развитых странах осуществляется государственное регулирование экономикой. Главный рецепт. Инвестировать, инвестировать и еще раз инвестировать! Даже если первичная инвестиция оказалась неудачной и в дальнейшем приведет к убыткам и даже разорению и банкротству фирмы-инвестора, объем выпуска конечного продукта в других фирмах увеличится мультипликативно, и будет обеспечен натуральный прирост товарооборота. Поэтому: Инвестировать непрерывно! Инвестировать нарастающими темпами! Инвестировать, несмотря ни на что! Как это суметь? Ведь решение об инвестициях принимает конкретная частная фирма. Эту фирму волнует эффективность своих вложений, а не проблемы всего совокупного капитала страны. И она не собирается рисковать и разоряться из-за проблем сбыта других фирм. Как быть? Рецепт №1. Снизить ставки ссудного процента. Этой рекомендации Кейнса прямо следуют макроэкономисты, управляющие экономикой США. Уровень инфляции после выхода из Второй мировой войны стабильно держался в течение четверти века около цифры 3 %, за исключением периода «нефтяных шоков», а с 1992 года снова вернулся к той же отметке 3 %. Федеральная Резервная Система США уровень учетной ставки, как правило, держит на 0,5 % выше текущего уровня инфляции. Таким образом, совокупному частному капиталу в США кредиты достаются по очень низкой цене: всего 0,5 % годовых. Но если конкретная ситуация на рынке конечных товаров такова, что частные инвесторы не хотят рисковать, и фактический спрос на инвестиции меньше, чем того требует фактический объем излишка предложения? Если есть спрос на инвестиции, но финансовые фирмы (банки, другие депозитные организации) не хотят рисковать своими денежными ресурсами? Как быть? Инвестировать! Рецепт № 2. Риски инвестирования должно взять на себя государство! Как? Путем фискальной бюджетной политики часть доходов домохозяйств налогами изъять в бюджет, а оттуда через госзаказ направить в инвестиции. Гарантировать частной фирме сбыт ее продукции. Гарантировать ей получение прибыли. Стимулировать ее к инвестициям. Мало того, авансировать из бюджета эти инвестиции. Кейнс рекомендовал «Новому курсу» Рузвельта финансировать из бюджета общественные работы. В порыве энтузиазма он даже предлагал строить пирамиды Хеопса. Реальный капитализм пошел по другому пути. Он начал строить пушки и танки. Именно, исходя из Рецепта № 2, капитализм развязал «холодную войну», которая затем переросла в невиданную по масштабам гонку вооружений. В 1950 г. госзаказ США составлял около 50 млрд долларов, в 1997 г. достиг цифры близкой к 1,5 трлн. долларов. За 50 лет рост в текущих ценах – в 30 раз (!). А как к этому относятся макроэкономисты США? Вот как. «Военные расходы и мультипликатор. Действие мультипликатора расходов на практике можно проиллюстрировать на примере влияния изменения военных расходов в американском бюджете на экономику. В начале 80-х годов правительство президента Рейгана приняло решение о значительном увеличении государственных расходов на оборону. В 1979 году эти расходы составляли 271 млрд долларов (в неизменных ценах), а к 1987 году взлетели до 409 млрд долларов (обе цифры – в ценах 1987 года), достигнув 7,5 % ВВП… В соответствии с теорией мультипликатора, расширение военного сектора в начале 80-х годов должно было бы оказать сильное воздействие на экономику, и это действительно произошло. Увеличение расходов на военные нужды фактически вытянуло США из экономического кризиса 1981–1982 годов и способствовало оживлению деловой активности в середине 80-х… В одной из газетных статей отмечалось, что каждое новое хорошо оплачиваемое рабочее место в оборонном секторе открывает возможности для появления других рабочих мест «от предприятий, производящих металлические изделия специального назначения до химчистки спортивных костюмов и компании по изготовлению картонных коробочек для пирожных, которые кто-то может приобрести по дороге в офис». По окончании «холодной войны» мультипликатор сработал в обратном направлении. Сокращение бюджета внесло свой вклад в развитие очередного циклического спада в начале 90-х годов» (П. Самуэльсон «Экономика»). Но чтобы на практике осуществить Рецепт № 2, нужно убедить строптивого среднего американца отдать заработанный им доллар на эту затею. Средний американец не будет разбираться во всяких там мультипликаторах. Чтобы убедить американскую общественность в необходимости гонки вооружений, нужен образ врага. Слепили образ врага – это Советский Союз, коммунизм. Но одной только угрозой войны свободолюбивую и независимую нацию удержать в страхе на протяжении длительного времени невозможно. Нужна настоящая война. Хоть небольшая, без значительных человеческих жертв среди американцев, но настоящая война. Смотрим на вторую половину ХХ века. Война в Корее. Карибский кризис. Война во Вьетнаме. «Буря в пустыне». Бомбардировки Югославии. Бомбардировки Афганистана. Оккупация Ирака. На очереди война в Иране. Мирными средствами справиться с основным противоречием капитализму пока не удается. Математику обмануть не удается. Математика – это вам не средний американец. Фискальная бюджетная политика – палка о двух концах. Налоги – это принудительное изъятие части дохода у домохозяйств. Реальное уменьшение платежеспособного спроса на рынке ТНП, которого и так системно не хватает в кругообороте. Что делать? Занимать! (4) Рецепт № 3. Если частный инвестор не может или не хочет залезать в долги, то это должно делать государство! В 1950 г. государственный долг США составлял 267 млрд долларов, в 1997 г. – 5370 млрд долларов. Рост в текущих ценах – в 20 раз (!). А кто будет отдавать? А что будет дальше? А дальше: «Либо шах умрет, либо ишак сдохнет». Другого ответа западная экономическая мысль пока не нашла. Да и не ищет – ей за это не платят. Кейнс свою работу «Общая теория занятости, процента и денег» опубликовал в 1936 году. До момента объявления Черчиллем «холодной войны» она служила лишь теоретическим обоснованием проводимой на практике экономической политики в США, Германии, Великобритании. В 1946 году, когда в связи завершением Второй мировой войны обострилась проблема безработицы, в США был принят закон о занятости. Этот закон обязывает федеральное правительство вмешиваться в экономику, вопреки утверждениям предателя Грефа и прочих фальшивых демократов. Даже термин специальный введен в экономическую теорию - Дискреционная фискальная политика. «Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством для изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста». Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению правительства, исходя из конкретной текущей экономической ситуации в стране. Казахстанское же правительство манипулирует макроэкономическими рычагами управления экономики не для того, чтобы увеличить занятость и рост ВВП, а для того чтобы окончательно уничтожить остатки того отечественного производства, которое еще каким-то чудом сумело уцелеть. Вместо того чтобы вводить импортозамещающие мощности и ликвидировать массовую безработицу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства при установлении макроэкономического равновесия. По мнению кейнсианцев рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости. Инструментами экономического анализа макроэкономического равновесия кейнсианской школы являются модель совокупных расходов, модель совокупного спроса – совокупного предложения, модель IS – LM. Модель совокупных расходов способна показать механизм достижения равновесия и возникновения дисбалансов в экономике в зависимости от изменения совокупного спроса. Прирост совокупных расходов вызывает больший прирост равновесного уровня производства. Это явление лежит в основе эффекта мультипликатора. Вместе с тем она имеет ограниченное применение, так как не учитывает изменение цен. В модели совокупного спроса – совокупного предложения, где отдельные рынки агрегируются в единый рынок, отражаются изменения уровня производства и уровня цен. Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения на графике кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в кейнсианской трактовке состоит из трех частей: горизонтальной, восходящей и вертикальной. Каждая часть кривой совокупного предложения соответствует определенному состоянию экономики. Модель совокупного спроса – совокупного предложения способна проиллюстрировать воздействие экономической политики государства на равновесный выпуск. Модель IS-LM, являясь конкретизацией модели совокупного спроса-совокупного предложения, объединяет товарный рынок и рынок денег. Кривая IS показывает равновесие на товарном рынке, кривая LM – на денежном. Точка их пересечения определяет сочетание процентной ставки и уровня выпуска, при котором товарный рынок и рынок денег находятся в состоянии равновесия. С помощью модели можно показать влияние бюджетно-налоговой политики и денежно-кредитной политики на совокупные расходы и равновесный выпуск. Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность развития экономической системы. "Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу. Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Бюджетно-налоговая политика предполагает манипулирование государственными расходами и налогами, а денежно-кредитная политика регулирует предложение денег. Эти меры оказывают влияние на изменение уровней совокупных расходов и равновесного выпуска. В кейнсианской теории особо подчеркивается приоритетность бюджетно-налоговой политики в установлении макроэкономического равновесия. Второстепенная и вспомогательная роль денежно-кредитной политики связана с ее опосредованным и неопределенным влиянием на равновесный уровень производства. Проведение экономической политики затрудняется многими факторами, но тем не менее правильное применение ее инструментов позволяет избежать многих негативных явлений связанных с цикличностью экономики и направить экономическое развитие по нужному пути. Список использованной литературы: 1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Москва-1978. 2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: "ИНФРА-М”, 2000. 3. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: "Дело И Сервис”,1999. 4. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия. М.: "РОССПЭН”, 2000 5. Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М., 1974 6. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл.ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство "Экономика”», 1999. 7. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. | |
Просмотров: 3917 | Загрузок: 190 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |