Главная » 2-КУРС » Философия |
Размер файла: [89.5 Kb] Формат файла: . | 28.07.2013, 02:47 |
Скачать | |
План ВВЕДЕНИЕ 3 Соотношение религии и политики 4 Связь философии и политики 7 Политика современности с точки зрения философии 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17 ВВЕДЕНИЕ Политика с древних времен опиралась на религию. С ее помощью держала кнут власти и судебной системы. Влияла на сознание людей и их настрой к власти. Можем ли мы сейчас сказать, что власть и до сих пор держится на религии. Или может быть религия стала современным предприятием по продаже мировоззрения для нуждающихся в "духовном мире". Говорят, что религии имеют собственную власть над политикой. Мы знаем, что религия и современность не обходятся друг без друга. И религии в современном мире делят мир на части. Смогут ли они его разорвать? Соотношение религии и политики Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители. Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы. Суждения мыслителей: «Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религия, не допущенных - суеверием. Когда же воображаемая сила, в самом деле, такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс). «Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах). «Философия тождественна с религией» (Георг Гегель). « Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин). «Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов - на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье). А сейчас я бы вернулся к истории взаимоотношений философов и политиков. И кажется, что все здесь уже было сказано самим Христом: "Богу - богово, кесарю - кесарево". Однако, что именно есть богово, а что кесарево - стало предметом споров и войн на протяжении полутора тысячелетий, да и сейчас этот вопрос не разрешен вполне. Различия православия и католичества, различие их обоих с протестантизмом в значительной мере обусловлены проблемой взаимоотношения "светской" и "церковной" власти. И нет ни одного философа, который бы не высказался на эту тему. Правда, философия тогда оказывалась теологией - сквозной интерпретацией Священного Писания. Никакая политика в Средневековье не делалась без ссылки на Священное Писание. Теологи-доктринеры были нужны даже чистым прагматикам в политике. Таковых, кстати, было большинство. Впрочем, не редко и из светской власти, из политиков теологи делали себе орудие. Сейчас очень трудно отделить одно от другого и выяснить первичность: доктрина ли подстегивала к политическим действиям (например, Крестовый Поход), либо политика ставила доктринеров себе на службу как платных идеологов. Пожалуй, в каждой исторической ситуации требуется особое разбирательство. (Это верно даже в отношении иезуитов). Надо лишь сказать, что Средневековье было показательным временем в истории, когда политика не функционировала по собственным законам, или почти не функционировала. Политика не определялась ни "правом", ни "экономикой", ни "моралью", ни "нравственностью". Это было время, когда царствовала буква Писания в интерпретации очередного "боговдохновенного читателя", т.е. властвовал сам читатель. Только в эту эпоху могли уничтожаться целые города, только на том основании, что они "заражены ересью", уничтожаться вопреки собственным экономическим интересам, в ущерб политическому положению... То же самое относится не только к уничтожению, но и к созиданию. Здесь я прежде всего говорю о католическом мире, т.к. в православии как-то сразу повелось, что "дело церкви - молиться" и, что государство защищает церковь мечом, а церковь -государство словом. Лишь в эпоху Возрождения, а именно, стараниями Макиавелли, Бодэна политику стали рассматривать вне отношения к церкви и пытались постичь её законы, каковы они сами по себе. То же относится к всевозможным "утопиям", которые, как правило, посвящались какому-нибудь политику с тайным желанием, что он построит "идеальное государство" или будет вести "идеальную политику". Напрасно. Сферы политики и философии все больше расходились. И если кому-нибудь приходилось их совмещать в одном лице, то это было только "формальное" совмещение. Что общего, например, между Монтенем - философом и Монтенем - политиком? Одним он просто занимается как ремеслом, другое - для души. Особенно показательна судьба Ф. Бэкона, который настолько разделял политику и философию, что позволял себе быть одновременно величайшим в истории реформатором науки и самым большим дворцовым интриганом и взяточником (одно время Бэкон занимал в Англии высший государственный пост). Такое положение продолжалось до эпохи Просвещения. Хотя каждый из метафизиков Нового времени создал свои теории государства и права (Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц) ни одна из них не стала непосредственным руководством для политиков. Только через систему опосредователей. Надо сказать, что этот путь от философа к политику становится все длиннее и длиннее и требует все больших и больших опосредований. Связь философии и политики Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. Если подходить со стороны "философии" | |
Просмотров: 3309 | Загрузок: 161 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |