Главная » 2-КУРС » Философия |
Размер файла: [44.0 Kb] Формат файла: . | 29.07.2013, 12:17 |
Скачать | |
I. Введение. Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. II. Основная часть. 1. Возникновение ислама. Ислам возник в VII веке н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель его - Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной государственной и общественной организации. Эту задачу и осуществила религиозно-политическое движение под знаменем Ислам. Была создана теократическая система, отражавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты. Мусульманскую общину (умму), являющуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника и законодателя, верховного главнокомандующего была не племенная традиция, а бог (аллах). Это соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке и при господстве религиозного фактора, отождествления морали и права, делало Ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Ислам является самостоятельной религией, функционирующей в соответствии с собственными нормами и принципами. Будучи синтезом религии, политических норм и права, синтезом в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором, Ислам обретал стабильность как в самой Аравии, так и за её пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя- Халифат. 2. Вероучение ислама. Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге - Коране. Мусульмане считают Коран высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями через видения. Первое видение произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания. Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман: • Вера в Аллаха. Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. • Вера в ангелов и демонов. • Вера в святость Корана. • Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. • Вера в рай и ад. • Вера в божественное предопределение. • Вера в бессмертие души. Ислам опирается на пять "столпов веры", указывающих на важнейшие обязанности мусульманина. Первая обязанность - исповедание веры. Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва. Третья обязанность - соблюдение поста в месяц рамазан. Четвертая обязанность - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране. Пятая обязанность - паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. 3. Мусульманская философия и теология. Складывание исламской теологии относится к IX - XII вв. Вместе с тем уже на рубеже VII - VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим вопросам вероучения - об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога и свободе воли, о природе Корана. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к образованию в середине VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение истинного правоверия. Из-за отсутствия в исламе системы узаконения догматов в мусульманском мире не выделилась общепринятая теологическая школа. Отдельные попытки навязывания сверху правящими кругами государственного вероисповедания, включающего элементы того или иного религиозного направления, встречали отпор со стороны его оппонентов. а) Калам. Сосуществование различных группировок, бурные диспуты между исламскими школами и их идейные столкновения с представителями других религий породили спекулятивную теологию - калам. Она давала догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на слепом следовании религиозным авторитетам. Основная установка сторонников калама выражена в тезисе "Следуй одному только разуму". С момента своего возникновения калам не представлял целостного мировоззренческого учения. Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов (араб. "отделившиеся"). Его ученые ориентировались на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм этой доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицании всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнениям в их истинности. Постулируя справедливость Бога и его совершенство, мутазилиты полностью отвергли мысль о том, что Бог может творить зло, признавая, что он творит только "наилучшее". В представлении мутазилитов Бог выступал как неопределимое в человеческих понятиях и непознаваемое единство. Историческая судьба мутазилитского идейного движения была переплетена с политической историей халифата. б) Ханбалитство. Ханбалитство возникло как своеобразная реакция на распространение мутазилитской доктрины и выразило взгляды крайне консервативных сторонников мусульманского традиционализма. Догматические представления ханбалитов отличались простотой и доступностью. Недозволенными, с их точки зрения, новшествами религиозно-догматического характера являлись: внесение изменений в ритуал молитвы, оскорбление сподвижников Мухаммеда, споры об атрибутах Аллаха, утверждение сотворённости Корана, использование рационалистических методов спекулятивной теологии - калама. в) Ашаризм. В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легализации путем компромисса с учением традиционалистов догматиков. В мировоззренческой области ашариты утверждали приоритет разума над религиозной традицией и отрицали слепое следование религиозным авторитетам, сотворённость Корана; признавали извечность некоторых божественных атрибутов. г) Суфизм. Огромное влияние на развитие духовной культуры и общественно-политическую жизнь мусульманского Востока оказал суфизм - мистико-аскетическое направление в исламе. Суфизм возник в VII - VIII вв. Начало его формирования связано с движением мусульманских подвижников-аскетов, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ бедность. Идейно-теоретическая основа суфизма вобрала в себя элементы древних верований и культов Востока, античных и христианских воззрений. В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин - "духовный опыт". Суфий должен пройти трудный и долгий путь религиозно-нравственного самоусовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешение от мирского "я". Суфизм имеет два основных направления: крайний и умеренный. Сторонники крайнего суфизма считали конечной целью "пути к Богу" не только сближение с ним и его лицезрение, но и "уничтожение", растворение личности мистика в Боге. Умеренный суфизм предписывал строго соблюдать религиозные обязанности, избегать экстатических трансов и почитать ранние исламские авторитеты. Сторонники умеренного суфизма считали совершенным видом знания об Аллахе "тайное" мистическое знание и в тоже время признавали ценность формального знания, которое рассматривалось как отправная точка для знания высшего порядка - знания суфиев. д) Шиизм. При существенных догматических различиях внутри шиитского ислама его объединяло признание божественной природы верховной власти и исключительного права на неё рода "четвертого праведного халифа" Али. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной (имамат). Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Руководители исламской общины - имамы из рода Али - рассматривались как единственно законные и полномочные представителями Аллаха на земле. В религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация вечного божественного света, а имамы - как исполнители предписаний Аллаха, высшие непререкаемые авторитеты в делах веры и мирской жизни. III. Заключение. Собственно философская мысль, возникшая на Ближнем и Среднем Востоке в раннее средневековье, достигла апогея к XII столетию, но жестокие условия преобладания религиозной идеологии, а затем и установления почти безраздельного господства теологического взгляда на мир обусловили постепенное иссякание творческих потенций средневековой философской мысли арабо-мусульманского региона. Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии произошло во II половине XIX века, ознаменовавшейся коренной ломкой традиционных структур восточного общества. Арабская общественность ознакомилась с публикациями трудов виднейших философов и теологов средневековья. Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в настоящее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий. Расширение исследований духовного наследия мусульманского мира, направленных на воссоздание реальной картины развития религиозной и философской мысли его народов, знаменует качественно новый этап в развитии философии на арабо-мусульманском Востоке. | |
Просмотров: 1429 | Загрузок: 60 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |