Главная » 2-КУРС » Философия |
Размер файла: [200.2 Kb] Формат файла: . | 29.07.2013, 12:09 |
Скачать | |
Введение 1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники. 2. Развитие техники. Закономерности развития техники и техниче¬ского прогресса Заключение Список использованной литературы Введение Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философской рефлексии, то техника стала предме¬том профессио-нального философского анализа сравнительно не¬давно. Конечно же мыс-лители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обраща-лись к рассмотрению теоретических и фи¬лософских проблем техники, од-нако, первые зачатки именно фило¬софии/ техники/ возникли в XIX веке в Германии, Франции, в на¬чале XX века - в России (работы П. А. Энгель-мейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой про¬блеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоф¬флер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) по-ставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и гене¬зисе техни-ки, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах бу-дущего развития. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают та-кие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, поли-тика и т. д.. В нашем веке это принципи¬альным образом изменяет социаль-ный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее че-ловечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко ос-новы¬вается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на произ¬водстве, но и в быту, В повседневной жизни. Это общение усили¬вается вместе с растущей техниза-цией общественной жизни. Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техни¬ческое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, чело¬век может осуще-ствить любое свое желание, все меньше и меньше остается невозможного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему послед-ствий технического развития. Чело¬век так глубоко проникает в недра при-роды, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек- соучастником эво-люции. Итак, что же это за феномен - техника? Какова ее сущность, как она взаи-модействует с природой, обществом, человеком, каковы закономерности ее развития, каково отношение к ней? Вопросов великое множество. В предлагаемой работе я попытался рассмот¬реть технику с самых раз-личных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития че-ловечества - от Аристотеля до наших дней, проследить причины и законо-мерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, об-ществом, природой. Кроме этого предметом анализа будут проблемы и перспективы развития тех¬ники, состояние ее на текущем этапе развития че-ловечества, ибо решение этих вопросов в значительной степени влияет на практическую деятельность человека. 1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники. Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись истори¬ческие эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая сту-пень социально-экономического развития основы¬валась на новой техниче-ской базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполня¬лись новые, давно сложившиеся поня-тия. Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложни-лось, поэтому, дать его адекватное определение стало де¬лом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее опре-делений неизбежно заставляет начать изуче¬ние проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание ох¬ватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопеди¬ческому словарю. ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, уме¬ние) - си-стема искусственных органов деятельности общества, развивающаяся по-средством исторического процесса опредмечивания в природном материа-ле трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и исполь-зования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, со-здающими ее и приводящими в действие образует составную часть произ-водительных сил общества и яв¬ляется показателем тех общественных от-ношений, при которых со¬вершается труд; составляет материальный базис каждой обществен¬ной формации.[19 c.564] Таким образом техника - это феномен, требующий детального ана¬лиза и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отме¬тить, что фи-лософия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, во¬площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Ди-дро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной фи-лософии" и "Философии права" связал возникновение машины с разде- лением труда, дал первый философский анализ орудийного отно¬шения че-ловека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось фи-лософией теоретическому знанию и разуму, теорети¬ческой установке пе-ред практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению фено-мена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не толь-ко экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и по-казал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники. В наши дни исследования техники развертываются в различных на-правлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии тех¬ники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшне-го дня играет философия техники внутри самой фило¬софии даже при яв-ном нарастании интереса к этой области в по¬следнее время; неоднород-ность философии техники, включающей в себя и философию науки, и тех-нологию, и социологию техники; не¬удовлетворительность философского осмысления техники. Хотя некоторые философы и говорят об отсутствии системати¬ческой и разработанной философской традиции в философии тех¬ники, все же с та-кой оценкой состояния дел в данной отрасли фи¬лософии согласиться труд-но. Все более явным становится круг проблем философии техники, уточ-няются и дифференцируются пози¬ции и установки философов относитель-но техники и технического прогресса, формируются и развертываются различные исследова¬тельские программы, а тем самым и разные традиции в философии техники. Техника рассматривается как сложный социокуль-турный феномен, причем все философы подчеркивают многомерность тех-ники. Это еще больше осложняет философский анализ техники. Можно сказать, что ни один крупный мыслитель ХХ века не обошел сво-им вниманием феномен техники в процессе технизации современ¬ной куль-туры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить культурно - историческую концепцию (Ф. Дес¬сауэр, Т. Литт), феноменоло-гию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистен-циализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую ан-тропологию (А. Гелен, Г. Плесснер), Эсхатологическую метафизику Н. А. Бердяева, неомарк¬сизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.) При всем многообразии философских концепций техники следует отме-тить одну особенность философии техники - в ее формировании наряду с профессиональными философами громадную роль сыграли естествоиспы-татели и инженеры. Более того, в ряде стран (например, в дореволюцион-ной России и Германии) инженеры были инициаторами постановки вопро-са о необходимости и важности фи¬лософии техники и формировании пер-вых исследовательских про¬грамм в этой области. В других же странах, в частности, во Фран¬ции и США инициатива была выдвинута философами и учеными, спе¬циалистами в различных естественных науках, которые одновре¬менно являлись правительственными экспертами по оценке техно-ло¬гий и управлению научно-технической политикой. Может быть, раз-личия в философских концепциях, развитых в этих странах, их на-правленность во многом обусловлены способами институциализации фи-лософии техники, своеобразием ориентации тех кадров, которые вовлече-ны в философские исследования техники - университетских преподавателей философии и естествознания, инженеров или ученых - правительственных экспертов в области технической политики. Все это нужно иметь ввиду, анализируя ведущие концепции филосо¬фии техники. Трудности философского исследования техники связаны не только с тем, что оно далеко выходит за рамки изучения методологиче¬ских проблем технического знания и технических наук, но и с тем, что оно должно вклю-чать в себя громадный комплекс разнородных проблем - отношение тех-ники и человека, техники и природы, тех¬ники и бытия, места техники в со-циокульртурном мире, оценки технических инноваций и научно-технического прогресса, социоло¬гических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, взаимо-отношеий техники и труда, инженерной деятельности и техники, техники и окружающей среды, экологических последствий научно-технического про-гресса и др. Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структу-рообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир. В соответствии с этим все много¬образие философ-ских концепций техники может быть схематизиро¬вано исходя из того или иного типа отношения, которое считается наиболее фундаментальным. По-этому можно говорить об антрополо¬гии техники, натуралистической он-тологии техники, об онтологии техники и культурологии техники. Таковы типы философских кон¬цепций техники, которые, конечно, по-разному определяют и су¬щество техники и перспективы ее развития. Начнем с трудов крупнейшего испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955), которые пользуются широкой известностью в нашей стране. Это один из философов, оставивших глубокие и ори¬гинальные размышления о технике. Ортега исходит из того, что техника - это практи-ческие действия, которые изменяют или пре¬образуют природу. В эти дей-ствия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеги и есть сово¬купность таких актов, которые преображают природу ради удовлет¬ворения потребностей человека. "человек творит новые, благопри¬ятные обстоятельства." [4 с. 27] В противовес приспособ-лению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретиза¬ции Ортега пока-зывает, что техника - это действия, которые не ограничиваются удовлетво-рением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым, техника уменьшает усилия человека, и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь. "Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ра-ди сбережения усилий" [4 c.39] Проблематика лекций Ортеги весьма широка. Техника и жизнь, тех-ника и благосостояние, критика идеи прогресса технического детерминиз-ма, техника и угрозы европейской культуре, направлен¬ность развития тех-ники и типы культур, связь техники с точной и строгой наукой, изменчи-вость и лабильность техники, периодиза¬ция развития техники, в основе ко-торой отношение "человек - ма¬шина", превращение человека в придаток машины, техницизм как способ мысли, возникший вместе с Галлилеем и получивший в наши дни свою высшую форму, - вот круг проблем, обсуж-давшихся Орте¬гой. Вопрос о технике перерастает в его лекциях в вопрос о бытии чело-века в мире. Ортега исходит из того, что человеческое суще¬ствование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное при¬сутствие, что "чело-век - это онтологический кентавр, одна поло¬вина которого вросла в при-роду, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна"[4 c.56]. Жить, согласно этому философу, означает иметь дело с миром, обращать-ся к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпрета-ции, тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбере-жения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Миссия техники - освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины. Имя немецкого философа Ханса Блюменберга неизвестно нашему чи-тателю. Между тем, он - профессор университетов Гамбурга, Гис¬сена, Бо-хума, Мюнстера, член Академии наук и литературы, автор более 150 мо-нографий и статей, освященных различным проблемам современной фило-софии - от философии языка до истории науки, от эстетики до философии техники. В центре внимания Блюменберга - своеобразие науки и картины мира в культуре нового времени. Вступив в полемику с концепцией М. Хайдеггера о новом времени как времени картины мира, он обращается к феноменологии Гус¬серля и ее анализу происхождения науки нового вре-мени, роли науки в кризисе европейской цивилизации и ее интерпретации фе¬номена технизации мира. Согласно Блюменбергу, феноменология раскрыла существо техниза-ции, не ограничившись анализом мира машин, созданных человеком, а показав, что технический элемент уже содержится в естествен¬нонаучной постановке вопросов, характерной для науки нового времени и особенно для Галилея. Блюменберг подчеркивает непре¬ходящую ценность анализа Гуссерлем технизации, в том числе и для исследования трансплантации ев-ропейской науки в иные куль¬туры, обращая внимание на то, что в этом процессе отсутствует внутренняя мотивация принятия решений о поддерж-ке и заимствова¬нии тех или иных технических нововведений и исследова-тельских направлений. Экспорт науки, а точнее ее практически полезных достижений также свидетельствует о технизации науки, об опусто¬шении ее смысла. Вместе с тем Блюменберг указывает на ряд слабых сторон феноме-нологического анализа техники. В частности, он отмечает, что технизация нередко рассматривается Гуссерлем как патологический процесс, а фило-со- фия выступает как терапия, избавляющая евро¬пейскую культуру от болез-ней техницизма и спасающая ее от ката¬строфы. Противоречивость фено-менологической концепции техники заключается, согласно Блюменбергу, и в том, что с одной стороны , Гуссерль проводит мысль о неизбежной тех-низации в новоевро¬пейской культуре, а с другой, - платонисткие установ-ки, сохра¬нившиеся в мировоззрении и позднего Гуссерля, приводили к от-вержению техники и неприятию технизации, поскольку технизация - неумолимая судьба этой культуры, ведущая ее к кризису. В том анализе феноменологической концепции технизации, который дал Блюменберг, неявно представляется и его собственная интер¬претация техники. Ее исходным пунктом является идея о том, что человек с биоло-гической точки зрения существо неприспособленное , недостаточное, от-крытое, нуждающееся для того , чтобы выжить и жить в производстве ис-кусственного мира артефактов. Это производство (независимо от того, яв-ляется ли оно материальным или духовным) всегда символично. Благода-ря созданию символического мира человек замещает чуждый ему мир ми-ром искусственным, а от¬ношение человека действительности всегда являет-ся опосредован¬ным, избирательным и основывается на метафоризации мира. Ин¬стинктивные реакции, характерные для животного, замещаются у человека ориентировочным действием, которое предполагает цель , сим-вол, вербальное выражение и понимание. Нетрудно заметить близость идей Блюменберга о биологической недостаточности и не¬защищенности человека, о культурно-символическом характере дея¬тельности человека, возмещающей и компенсирующей его биолого-антропологичесую ограни-ченность с идеями философской антрополо¬гии А. Гелена. Мысль Блюменберга об опосредованном характере отношения чело-века к действительности весьма существенна для философии тех¬ники. Именно она объясняет многообразие форм действительности и миров, в которых живет современный человек, неоднозначность правил, регулиру-ющих его жизнь, метафоричность понимания им мира и самого себя. Философская концепция техники М.Хайдеггера (1889-1976) проти-востоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией тех¬ники. В центре его работ - онтологическая интерпретация тех¬ники, ее связи с быти-ем, анализ ее в контексте отношения чело¬века с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности инструментальный и антропологический под-ходы к технике. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопря¬жена с ис-тинным познанием. Подобно искусству техника - творче¬ство, отлагающее-ся в произведении, а поскольку всякое произве¬дение выводит из потаенно-сти в открытость, техника относится к той же области, где сбывается исти-на. Однако, современная техника связана с забвением бытия и его от-крытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой тех¬ника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где приро-да оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу произ- водству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-нали¬чии, функционально используемое человеком. Свое-образие совре¬менного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминиру-ется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиня¬ясь власти собира-тельного начала - поставления бытия как со¬стоящего-в-наличии. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдег-гер называет поставом (Ge-stell). Особенностями этого способа отношения человека к бытию, кото¬рое с наибольшей силой выражено в технике и которое , по Хай¬деггеру состав-ляет миссию и судьбу человека, являются: 1) превращение природы в материал и источник поставления энер¬гии; 2) унификация, не постигающая многообразие и дифференцирован¬ность бытия; 3) функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятель¬ность вещи; 4) противопоставление субъекта и объекта при котором объект включен в систему добывающего предоставления, сознание дистан¬цировано от суще-го, а субъект, отождествляемый с опредмечива¬нием становится лишь мо-ментом развития технических средств; 5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему рас¬чету ; 6) установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществле-нием воли, а является способом онтологической консти¬туции и мира, и ве-щи, и природы; 7) решающее значение производства, редуцирующегося к труду, обраба-тывающему добыванию и изготовлению; 8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрза¬цами; 9) нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опас¬ности техники для всей цивилизации, связанное с тем, что добы¬вающее производство оказывается забвением бытия, что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия, его овеществление; 10) технизация естествознания и всей науки, которая возникла вместе с поворотом новоевропейского мышления в XVII в. и при¬вела к усугубле-нию технизации мира. Учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации и одновре¬менно не-устранимость технического орудования человеком вещами , является со-ставной частью его критики современной цивилизации, его философии языка и концепции метафизики. Метафизика для него - не просто этап раз-вития философской мысли, сменяемый фунда¬ментальной онтологией. Это - определенный способ бытия, отноше¬ния человека к миру, который связан с превращением бытия в су¬щее, творчества - в добывающее производство, про- изведения - в постав, с господством утилитарно - добывающего производ-ства и труда, с забвением истины бытия - его Тайны. Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника воз-никает , когда для достижения цели вводятся проме¬жуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыха¬нию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы со-вершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п."[22 c. 117] Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым от¬носит следующие: Рассудок. "Техника покоится на деятельности рассудка, на исчис¬лении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника опериру-ет механизмами, превращает свои данные в коли¬чества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой." [22 c. 117] Власть. Использование техники дает человеку власть над приро¬дой. "Тех-ника господствует над природой посредством самой при¬роды". [22 c. 118] Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании - вот почему говорится, что знание - это сила. Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии цели. Це¬лями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокра-щение ежедневных усилий, затрачиваемых на существо¬вание, увеличение удобств. "Смысл техники, - пишет Ясперс, - состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - осво¬бодить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствами, угрозами, оковами. Поэтому прин-цип техники заключа¬ется в целенаправленном манипулировании материа-лами и силами для реализации назначения человека." [22 c. 118] Однако, это еще не все. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает ее не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду в беспредельность. Он ощущает эту среду не только в следствие освобожде-ния от нужды, но и вследствии воздействия на него красоты. По мере рас-ширения человеческой среды он утверждает свою реальность. Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. К технике он относит "..всякое опери-рование материалами и силами природы для получения полез¬ных вещей и объектов." Открытие и повторяющаяся работа. Техника - это совокупность от¬крытых человеком приемов и действий, которые можно затем повто¬рять сколько угодно раз. В этом заключается различие между творческой и трудовой деятельностью. Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредующими действиями и становятся самоцелью, и тогда абсолютной целью становятся средства. Таково понимание техники наиболее крупными ее исследователями. Рас-смотрим далее закономерности ее развития. 2. Развитие техники. Закономерности развития техники и техниче-ского прогресса Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в ста-тике. На протяжении всей истории человеческого общества техника посто-янно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследо¬вателей. Сложность этого во-проса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связы¬вается с деятельностью людей , с их целе-полаганием, твор¬чеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму тех-нику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет , что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предвари-тельно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное , как то, что "в технике выражается твор¬ческая сила человека , реали-зующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное , как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются сами-ми людьми". [5 c.112] Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как дей¬ствительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг , на котором нельзя останавливаться. Ведь обя¬зательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых разви-вается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техни-ческое творчество? В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различ-ных концепций, вычленяющих технику из системы обществен¬ных отноше-ний, центр тяжести довольно часто переносится на ду¬ховную сферу, на внутренний мир человека, создающего и разви¬вающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выхо-дят из круга практических проблем и задач. В области же теории , где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин , определяющих развитие техники именно ду-хов¬ные моменты, становится совершенно очевидным. Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического твор¬чества и изобретательства, абсолютизация их значения представ¬ляют собой те гно-сеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники. Таким образом, основные причины и противоречи , связанные с развити-ем техники необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности лю-дей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществ-ляться в различных сферах общественной жизни, через которые он включен в существование и развитие всего общественного организма. Су-щественно так же то, что в от¬личие от использования техники , которое может происходить в любой области , непосредственное ее создание и усо-вершенствова¬ние осуществляется только в материальном производстве. В ре¬зультате образуется очень сложное переплетение и сцепление при¬чин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различ-ным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказы¬вается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует техниче-ского творчества. Одним из возможных путей преодоления трудностей, связанных с изуче-нием причин и противоречий развития техники является выде¬ление дви-жущих сил и источников технического развития , а так же выяснение соот-ношения между ними. Под движущими силами развития техники понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непо-средственной области ее создания, изготовления. Их общим пози¬тивным признаком является то, они вызывают необходимость разви¬тия техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или , напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существу-ющей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого про¬цесса. Область действия движущих сил развития техники распростра¬няется на все сферы общественной жизни начиная от материального производства и заканчивая явлениями надстроечного порядка. Как пишет С. В. Шухар-дин "Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных бла¬гах , которая проявляется в противоречии между постоянно расту¬щими материальными и культурны-ми потребностями людей и техниче¬скими возможностями удовлетворения этих потребностей. [20 c.42] Сами личные и общественные потребности в своем росте и разви¬тии прежде всего зависят от состояния производства и формиру¬ются им. Но они обладают определенной самостоятельностью , мо¬гут опережать до-стигнутый уровень развития производства, за¬ставлять его развиваться дальше по линии создания новых матери¬альных благ и средств удовле-творения растущих культурных по¬требностей или по линии более полного обеспечения уже су¬ществующими материальными и культурными блага-ми. Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных сферах общественной жизни и формирующих при участии и регу-лировании со стороны экономических отношений определенные за¬казы на развитие производства и техники. Во - первых это потреб¬ности в таких благах , которые используются , потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. На¬пример, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потреб¬ностей стимулирует соответствующее развитие опреде-ленных от¬раслей производства и используемой в ней технике. Во - вторых , это потребности , связанные с необходимостью использования со-ответствующих средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности. Их рост и удовлетворение вызывают к жизни проти¬воречия между целью процесс труда и отсутствием технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно пол¬ной возможностью ее осуществления с помощью имеющихся техниче¬ских средств. В первом случае возникает необходи-мость в созда¬нии новой техники, а во втором - в совершенствовании суще-ствую¬щей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в раз-витии существующих отраслей техники только в материальном про-изводстве. Здесь мы и подходим к той грани, которая разделяет области действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, ис¬ключая из области дей-ствия движущих сил развития техники мате¬риальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, ко¬торая постоянно расширяется. По-этому невозможно и нецелесооб¬разно, чтобы каждая отрасль для себя со-здавала необходимую тех¬нику. Потребности в этом реализуются в той от-расли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относи¬тельна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химиче¬ского машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает опреде¬ленные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д.. Здесь постоянно ме-няется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники. Процесс развития техники непосредственно осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно со-здается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противо¬речий через человеческую деятельность. Это - научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование , профессиональные навыки, и т. д.. Разумеется, вы¬деление этих факторов несколько условно, так как они принадле¬жат са-мому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акценти-ровать на них внимание. Наконец, к источникам раз¬вития техники относят-ся средства труда, технология и организа¬ция производственного процесса, его специализация и коопериро¬вание. Причина развития техники - центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономер-ности лежат в его основе. Развитие техники - сложный процесс, представ-ляющий собой совокупность изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше - развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количествен-ные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глу-бокие революционные преобразования. Как и все в природе , техника , ко-нечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы про-тивоположностей , перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Влияние этих основополагающих законов на техни-ку показано в работах известного советского ученого С. В. Шухардина. [20,21] Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в форме борьбы нового со старым, и не только в борьбе прогрессивных научно - технических идей с идеями консервативными, но и в форме возникновения и развития нового, его сосуществования со старым, и постепенного вытес-нения последнего. Закон отрицания отрицания выступает в форме якобы возврата к старым техническим идеям и использования их на новой техни-ческой основе. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно находит выражение в эволюционном и революционном разви-тии факторов , влияющих на производительную силу труда. Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и техниче-ского прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает разви-тие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности. Первым признаком технического прогресса является переход количе-ственных изменений в качественные. Рассмотрим его подробнее. Новый станок, автомобиль, телевизор никогда не являются новыми целиком. Со-вершенствование марки машины почти всегда ограничивается и определя-ется введением в предшествующую конструкции примерно 10-15% новиз-ны, то есть принципиально новых, или улучшенных частей. Эти новые ча-сти вызывают необходимость, или хотя бы наталкивают на мысль о целе-сообразности замены других частей конструкции, и так, постепенно, от модели к модели изменяется конструкция машины. Закономерное отмира-ние старого и возникновение нового, более совершенного и прогрессивно-го, характерно для развития всего существующего. В этом - суть прогрес-са и общества в целом и любой области общественной жизни, производ-ства, науки и техники. Однако, такое постепенное изменение означает эволюционное разви-тие, которое соответствует лишь количественному росту технических показателей (параметров). Различные нововведения в конструкции увели-чивают КПД, скорость надежность, упрощают управление, но каждый из таких параметров получает не качественные, а только количественные из-менения, ибо и до этого те же самые качества были характерны для этих конструкций, переход количества в качество в таком изменении не имеет места. Новое качество предполагает возникновение принципиально новой объек-тивной реальности. Применительно к технике в целом это означает появ-ление искусственно созданных орудий труда (технических средств), впер-вые способных выполнять совершенно новые задачи. Переход количества в качество , возникновение техники нового качества всегда является рево-люционным процессом, представляет собой революцию в технике. Такими революциями были появление железных орудий, водяных и ветряных дви-гателей, автоматических линий. Новое качество технические средства приобретают тогда, когда непре-рывное увеличение технических параметров (количества) доходит до пре-дела. И тогда возникает необходимость принципиально нового решения технической задачи. Или , скажем иначе. Новая техника появится только тогда, когда практика поставит задачи, которые не могут быть решены с помощью старых технических средств. Но элементы новой техники всегда зарождаются в недрах старой. Технические средства, отражающие уже новое качество техники опреде-ляют основные направления научно-технического прогресса (современной научно-технической революции), революционизируют способ производ-ства, подготавливают необходимые технические предпосылки для перехо-да от машинного к комплексно-атоматизированному производству. Таки-ми техническими средствами являются : вычислительная техника, элек-тронные приборы, лазеры, станки с программным управлением и т. д. Здесь мы подходим к еще одному характерному признаку технического прогресса. Речь идет о внедрении/ новой техники, технических усовершен-ствований. Эффект от нового в технике достигается только тогда, когда оно, возникнув, получает поддержку и широкое распространение. И, наконец, еще один момент, характеризующий технический прогресс - его всесторонность. Развитие техники идет далеко не равномерно. Жизнь заставляет обращать особое внимание из-за тех или иных потребностей на одни отрасли, и меньше - на другие. Технический прогресс должен быть действительно всесторонним, охватывая все отрасли производства. Чем большая согласованность и гармония будут достигнуты, тем меньше будет узких мест и диспропорций, тем быстрее будет протекать технический прогресс и больший эффект получит общество. Техника - общественное явление , поэтому, ее развитие подчинено обще-ственным законам. Но и это еще не все. Техника развивается не по эконо-мическим, политическим или иным законам, свойственным определенным сторонам общественной жизни, а по законам, которые выражают ее взаи-модействие с этими сторонами, устойчивые связи и отношения с ними. Го-воря о естествознании и технике, необходимо отметить, что они "имеют свои специфические закономерности, в которых выражаются относительно постоянные отношения и связи их с другими общественными явлениями " [7,c.109]. Следовательно , стремясь обнаружить закономерности техники и технического прогресса , необходимо в первую очередь изучать их взаи-модействие с другими сторонами и явлениями общественной жизни. Это одна группа закономерностей. С ней связана и от нее зависит группа закономерностей , характеризую-щая непосредственное взаимодействие людей и техники в системах "чело-век и орудие", "человек и машина", "человек и автомат", кроме того , сюда относятся закономерные связи, имеющиеся между людьми и техникой в процессе технического творчества, а так же закономерности взаимодей-ствия людей и технической среды. Наконец, еще одна группа закономерностей, зависящая от первой и вто-рой, выражает те устойчивые связи и отношения, которые внутренне при-сущи самой технике, как особому общественному явлению. Рассмотрим эту группу закономерностей более подробно. Сложные орудия, машины, технические устройства состоят из отдельных элементов, которые представляют собой не какую - то часть дробного це-лого, а образуют это целое. Машины и устройства - не хаотическое сложе-ние узлов и деталей, отдельных элементов, они имеют определенную внут-реннюю организацию, структуру, благодаря которой элементы опреде-ленным образом связаны друг с другом. Таким образом, обычно каждое техническое устройство, будучи сложным образованием, состоит из ряда элементов имеет внутреннюю структуру. Под структурой понимается спо-соб связи элементов , их система отношений между собой. Причем струк-тура является законом который придает совокупности отдельных элемен-тов целостный характер, организует их в целостную систему. Поэтому, есть основания считать, что существует ряд закономерностей элементов внутренней организации, структуры технических устройств и технических систем. Наглядным примером учета, сознательного использо-вания таких закономерностей является стандартизация и нормализация. Повторяемость, сохранение признаков и свойств могут иметь различную степень общности, охватывая не только узлы и детали строго определен-ного технического устройства , но и ряда устройств. Так, многие детали , предназначенные для соединения, установки, передачи движения, как по-казывает практика, мало зависят от назначения машины. Поэтому, напри-мер шарикоподшипники, кольца, винты, гайки, болты, шестерни могут с успехом применяться без всяких изменений в самых разных машинах. У них одинаковое непосредственное назначение, они должны отвечать оди-наковым требованиям. То же самое относится к ряду узлов и механизмов. На этой основе строится нормализация деталей, имеющая большое про-грессивное значение в машиностроении, в технике. Нормализация учиты-вает закономерности устойчивости и повторяемости признаков, но уже применительно к деталям и узлам для многих технических устройств. Структурные закономерности технических устройств обнаружива-ются в любой машине, а так же в системе машин. Сейчас широко исполь-зуются многоинструментальные станки, состоящие из тысяч деталей, при-водящие в движение сотни инструментов. Станки обычно связаны между собой, образуют линию, состоящую иногда из десятков станков, сочетание которых отнюдь не произвольно, а подчиняется определенному закону, вытекающему из природы и назначения технологического процесса. В сложных системах возможны и неизбежны поломки и неисправности, выход из строя отдельных машин, узлов, деталей, из-за чего прекращается работа всей системы. Специалисты в области математики подсчитали, что вероятность выхода из строя механизма, машины, линии пропорциональ-на произведению вероятностей выхода из строя каждой входящей в их со-став детали. Ясно, что если число деталей велико, то вероятность выхода из строя машины или системы машин весьма велика. Чрезмерно громозд-кие линии вообще могут не работать, хотя входящие в нее отдельные ма-шины, узлы и детали сами по себе довольно надежны. Отсюда огромная важность исследования законов связей и взаимодействия, организации сложных технических систем и на этой основе рациональное их конструи-рование. В заключении главы хотелось бы отметить, что никакая техника не воз-можна без участия человека, о технике без человека не может идти и речи. Поэтому чрезвычайно важно проследить механизмы взаимодействия тех-ники и человека. Заключение Сегодня мы можем говорить лишь о периоде становления философии тех-ники как специальной области философских исследований. Область иссле-дований "философия и техника" охватывает следующие ключевые момен-ты: 1 Включение техники в картину мира с тем, чтобы обеспечить формирова-ние в общественном сознании оптимистической оценки техники и ее разви-тия в противоположность абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим представлениям. 2 Изучение диалектики техники и технических наук а так же их развития с целью соотнесения условий управления НТП с гуманистической постанов-кой целей (отношения между структурой и функцией, элементом и систе-мой, факторами и закономерностями, тенденциями и механизмами). 3 Анализ методологических и теоретико-познавательных проблем техни-ческих наук и инженерной деятельности для повышения их эвристической эффективности. 4 Теоретическое решение нравственных и этических проблем развития техники, служащее основой для ответственной и рациональной деятельно-сти в эпоху, во многом определяемую наукой и техникой. Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное разви-тие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль челове-ческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории чело-вечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фанта-зии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механи-зацию и технизацию нашей жизни. Одно во всяком случае очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятель-ной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техни-ка, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все по-глотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном кругово-роте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возмож-ность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно. Итак, философская проблема техники существует. Технику изучали многие философы, но только в наше время эта проблема получила свое наиболь-шее распространение. Техника, преобразуясь сама, преобразует и челове-ка, заставляет его жить в своем бешеном темпе. Философская мысль долж-на отчетливо понимать весь смысл этой реальности, и от того, насколько правильно, осмысленно мы подойдем к решению этих вопро-сов, напрямую зависит будущее человечества. Список использованной литературы Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990 г., № 4, с. 58 - 66 Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 г., 176 с. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат 1976 г. 335 с. Вопросы философии. (сб. ст. посвященных проблемам техники) № 10 1993 г. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. Лениздат, 1970 г. 248 с. Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Лениздат, 1965 г. 344 с. Методологические проблемы науки. М.: Наука 1964 г. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с. Новая технократическая волна на западе. Сб. ст. М.: Прогресс 1986 г. 452 с. Омаров А. М. Техника и человек. Социально - экономические проблемы. М.: 1965 г., 286 с. Панкевич Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники. // Вопросы философии 1988 г., № 3, с. 141-144. | |
Просмотров: 1117 | Загрузок: 139 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |