Главная » 2-КУРС » Философия |
Размер файла: [615.4 Kb] Формат файла: . | 28.07.2013, 02:46 |
Скачать | |
Введение Наука и техника как направления человеческой деятельности су-ществуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях про¬блемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо приклад¬ным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр обще¬ственного внимания, привлекло к ним взоры мил-лионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли. Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные об-ласти теоретического поиска, не менее значимые, чем традици¬онные онтоло-гия и гносеология. Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философской рефлексии, то техника стала предме¬том профессио-нального философского анализа сравнительно не¬давно. Конечно же мысли-тели Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и фи¬лософских проблем техники, однако, пер-вые зачатки именно фило¬софии/ техники/ возникли в XIX веке в Германии, Франции, в на¬чале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середи-на нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой про¬блеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоф¬флер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие про-блемы об онтологическом статусе и гене¬зисе техники, ее сущности, фено-менологических характеристиках и перспективах будущего развития. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испыты-вают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д.. В нашем веке это принципи¬альным образом изменяет соци-альный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко осно-вы¬вается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаи-модействуют между собой не только на произ¬водстве, но и в быту, В повсе-дневной жизни. Это общение усили¬вается вместе с растущей технизацией общественной жизни. Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техни-ческое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, чело¬век может осуществить любое свое желание, все меньше и меньше остается невоз-можного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему последствий технического развития. Чело¬век так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек- соучастником эво-люции. Итак, что же это за феномен - техника? Какова ее сущность, как она взаимодействует с природой, обществом, человеком, каковы закономерности ее развития, каково отношение к ней? Вопросов великое множество. В предлагаемой работе я попытался рассмот¬реть технику с самых различных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития человечества - от Аристотеля до наших дней, проследить причины и законо-мерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, об-ществом, природой. Кроме этого предметом анализа будут проблемы и пер-спективы развития тех¬ники, состояние ее на текущем этапе развития чело-вечества, ибо решение этих вопросов в значительной степени влияет на практическую деятельность человека. 1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники. Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись истори¬ческие эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основы¬валась на новой техни-ческой базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполня¬лись новые, давно сложившиеся понятия. Так произошло и с техникой. Это понятие возникло еще в антич¬ном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего уме-ние, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различ¬ными орудиями, все более слож-ными системами, которые пронизы¬вают практически все сферы обществен-ной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: го¬ворят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все то же умение и мастерство. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь не¬редко гораздо сложней и трудней раз-работать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это вы-двигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники. Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало де¬лом чрез-вычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изуче¬ние проблемы с рассмотре-ния вопроса о том, какое содержание ох¬ватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопеди¬ческому словарю. ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, уме¬ние) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся по-средством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и яв¬ляется показателем тех общественных отношений, при которых со¬вершается труд; составляет материальный базис каждой обществен¬ной формации.[19 c.564] Таким образом техника - это феномен, требующий детального ана-лиза и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отме¬тить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, во¬площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной фи¬лософии" и "Философии права" связал возникновение машины с разде- лением труда, дал первый философский анализ орудийного отно¬шения че-ловека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось фило-софией теоретическому знанию и разуму, теорети¬ческой установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена тех-ники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике гро-мадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техни-ки. В наши дни исследования техники развертываются в различных на-правлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии тех¬ники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой фило¬софии даже при явном нарастании интереса к этой области в по¬следнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; не¬удовлетворительность философского осмысления техники. Хотя некоторые философы и говорят об отсутствии системати¬ческой и разработанной философской традиции в философии тех¬ники, все же с та-кой оценкой состояния дел в данной отрасли фи¬лософии согласиться трудно. Все более явным становится круг проблем философии техники, уточняются и дифференцируются пози¬ции и установки философов относительно техники и технического прогресса, формируются и развертываются различные иссле-дова¬тельские программы, а тем самым и разные традиции в философии техники. Техника рассматривается как сложный социокультурный феномен, причем все философы подчеркивают многомерность тех¬ники. Это еще боль-ше осложняет философский анализ техники. Можно сказать, что ни один крупный мыслитель ХХ века не обошел своим вниманием феномен техники в процессе технизации современ¬ной культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отме-тить культурно - историческую концепцию (Ф. Дес¬сауэр, Т. Литт), феномено-логию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистен-циализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую антро-пологию (А. Гелен, Г. Плесснер), Эсхатологическую метафизику Н. А. Бердя-ева, неомарк¬сизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.) При всем многообразии философских концепций техники следует отметить одну особенность философии техники - в ее формировании наряду с профессиональными философами громадную роль сыграли естествоиспы-татели и инженеры. Более того, в ряде стран (например, в дореволюционной России и Германии) инженеры были инициаторами постановки вопроса о необходимости и важности фи¬лософии техники и формировании первых ис-следовательских про¬грамм в этой области. В других же странах, в частности, во Фран¬ции и США инициатива была выдвинута философами и учеными, спе¬циалистами в различных естественных науках, которые одновре¬менно являлись правительственными | |
Просмотров: 2371 | Загрузок: 153 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |