Главная » 2-КУРС » Философия |
Размер файла: [94.5 Kb] Формат файла: . | 01.08.2013, 16:25 |
Скачать | |
ВВЕДЕНИЕ В переводе с греческого языка слово "филосо¬фия" означает любовь к мудрости. Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наибо-лее, зага¬дочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор значения пред¬ставления об их смысле. Так, в одном древнеиндий¬ском трактате утверждается что, любовь обра-зуется в резуль¬тате пересечения влечений тела, ума, и души, представляет собой уникальное единство страсти, дружбы и уважения. Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью, что она является, по словам Л. Н. Толстого, "знанием вечных истин, приложимых к жизни". Как любомудрие философия является особым типом знания. В соста-ве человеческих знаний без труда различаются три больших и относитель-но са¬мо¬стоятельных группы: обыденные, конкретно-научные и мировоз-зренче¬ские знания. В то время, как мифология и религия столь же древни, как человек, фи¬лософия существовала не всег¬да. Ее возникновение в 5-6 веках до н. э. в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае было рево¬люционным процессом преодоления мифологически-религиозного мировоззрения. Именно там и тогда сложился особый тип мировоззренческого знания как проявление не божественной, а человеческой любви к мудрости. Богатство связей и отношений человека с ми¬ром обусловливает раз-но¬образие философских учений. Из разнообразия философских учений склады¬вается философия как особая форма сознания, "духовная квинтэс-сенция" че¬ловеческой культуры. Философские положения (идеи, точки зрения) всегда выражаются на особом языке. Хотя в фило¬софском мировоззрении используются слова, зна¬комые каждому, - "движение", "мир", "человек", "истина", "ка¬чество" и т. п., их понимание отличается от обыденного и конкретно-научного. Фи-лософ¬ские понятия являют¬ся высказываниями (категориями) о наиболее общих связях и отношениях человека с миром. Философские категории в человече¬ской культуре выполняют роль инструментов разрешения споров философов, нефило¬софов, выступают условиями взаимопонимания ученых разных спе¬циальностей, ступеньками развития челове¬ческого позна¬ния. Понимание языка философии — не¬обходимое условие приобщения к про-блемам фило¬софского знания и сознания. Философия как деятельность является, в первую очередь, "школой" ка¬тегориального мышления и аргументации. Аргументируя философски, мы демонстрируем умение обосновать некоторую истину или опроверг-нуть ее отрицание. Философская аргумен¬тация является необходимым условием и средством разрешения споров и дискуссий по любым вопро-сам. Традиции и особенности религиозной философии XX века Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизи-рующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Главной чертой религиозно-философских учений является содержа-щееся в них явное или скрытое дока¬зательство необходимости существова-ния религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современная религиозная философия — это не религия, а философия, при¬чем идеалистическая, особая система онтологических, гносеологиче-ских, ан¬тропологических принципов бытия, познания и оцен¬ки мира. В ос-нове ре¬ли¬гиозной онтологии лежат учения о боге и доказательства его су-ществова¬ния, деления бытия на высшее и низшее. Доказательства бы¬тия бога могут быть рациональными, построенными по канонам разума и науки, или ирра¬циональными, апел¬лирующими к мистическому открове-нию, человече¬ской психологии, эмоциям. Гносеологические принципы ре-лигиозной философии основываются на разделении объектов познания на естественные, земные и сверхъ¬естественные, небесные. В соответствии с установкой на удвоение мира, задачи и цели познания также уд¬ваиваются. Например, постижение бога складывается как из непосредственного, через откровение, так и опо¬средственного, т. е. изучения воплощений бога в природе. Современная рели¬гиозная антропология включает в себя теоло-гическое решение многообраз¬ных актуальных общественно-политических и соци¬альных проблем. При этом человеческая деятельность сопрягается с действием вечных, абсолют¬ных причин, божественным провидением, веч-ной моралью. Религи¬озное уче¬ние об отношении человека к богу и бога к человеку является антропологи¬ческим ядром и методо¬логической предпо-сылкой решения всех философских проблем. Это решение оказывается от-части свободным от конфессиональной принадлежности представителей различных философских школ и поэтому можно гово¬рить о современной религиозной философии как це¬лом. Наиболее влиятельными тенденциями развития со¬временной христи-ан¬ской философии являются: во-первых, актуализация и обновление ран-не-христи¬анских и средневековых философско-теологических систем, на¬пример, томизма, августинизма, которые трансформируются в неото-мизм и неоавгустинизм; во-вторых, возникновение новых течений: персо-нализма, тейярдизма как попыток объединения и синтеза идей филосо-фии, науки и теологии; в-третьих, соединение идей религиозной фило-софии с другими те¬чениями современной философской мыс¬ли. Продукта-ми такого объединения являются: теоло¬гический экзистенциализм, теоло-гический позитивизм, а также теологизированные версии идей Канта, Геге-ля, Шопенгауэра, Кьерке¬гора, Гуссерля и др. На стыке христианской ре-лигии и философии в наши дни воз¬никают католическая, протестанская и православная филосо¬фии. Фи¬лософия католицизма в наши дни представ-лена традиционной теоло¬гией не¬отомизма и религиозным модернизмом тейярдизма. Неотомизм и его проблемы Неотомизм (букв, новый томизм) — обновленное учение средневеко-вого схоласта Фомы (Томаса) Аквин¬ского. Фома Аквинский на основе "хри¬стианизиро¬ванного" аристотелизма создал теологическую систему, по мне¬нию церковных иерархов, наилучшим обра¬зом приспособленную к по-треб¬ностям католической церк¬ви. Значительными представителями фило-софии не¬отомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Мари¬тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение не¬отомизма при¬ходится на 70-е го-ды XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика — посла¬ние папы римского, адресо¬ванное всем католикам), философия Фомы Аквин¬ского была объявлена един¬ственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший инсти¬тут философии (Бельгия) — ве¬дущий центр не-отомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил про-граммный документ неотомизма — "24 томистских тезиса", в которых из-лагались основные онтоло¬гические, антропологические и другие положе-ния современной католической филосо¬фии. Основополагающий принцип неотомизма раскры¬вается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме — не антиподы, а два по¬тока, два способа достижения одной и той же цели — познания бога. Выс¬шим актом веры является божественное от¬кровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквин¬ского, что "Вера — это божественная подсказка", неото¬мисты выде-ляют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низ-шей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следствен¬ные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального познания. Она является уче¬нием о бытии, сущно-сти каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Раз¬вивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточ¬няют: "Фидеизм (фидеизм — направление фи¬лософской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм осво-бож¬дает эту служанку от крепост¬ной зависимости. Одно непрактично, другое не¬терпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обос¬новывают догматы о суще-ствовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, напри-мер, бого¬воплощения, воскресения, троичности бога, считаются принци-пиально непостижимыми средствами филосо¬фии и науки. Они раскрыва-ются только на основе тео¬ло¬гии. Теология оказывается одновременно и вершиной рационального зна-ния, и знанием нерациональным, сверхразумным — верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончатель-ным кри¬терием истины в силу того, что, будучи носи¬телем божественного открове¬ния, непогрешима. Таким образом, истины веры не могут проти-воречить ис¬тинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен. В неотомистском учении о бытии (онтологии) раз¬личают бытие само по себе (бога) и бытие существую¬щего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно об-ладает су¬ществованием. "Бытие как таковое" — трансцендентно, является бытием бога. В нем выделя¬ется потенция (или возможность, "чистое бы-тие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утвер¬ждал Ж. Мари-тен, "не свя¬зано с материальными осо¬бенностями эмпирического суще-ствования, по¬скольку акт существования осуществляется без материи". По-этому подлинно реаль¬ным миром для неотомистов яв¬ляется лишь немате-риальный мир, мир сущ¬ностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, соз¬данные бо¬гом, рассматриваются «томистами как суб¬станции, имеющие сущность и су¬щест¬вование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассмат¬ривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неото¬мисты утверждают, что для превращения возмож-ности в действительность пассив¬ной материи требуется причина, находя-щаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их не¬органи¬ческим миром возвышаются расте-ния и живот¬ные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бы¬тия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и ар¬гументологией, предполагает построе¬ние особых доказательств бытия Бога. В неотомист¬ской антропо-логия человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и ак-та, материи и формы. Бессмертная душа человека — его форма, опре-деляющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. На¬ходясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным за¬ко¬ном, ко-торый повелевает творить добро и избегать зла. Гносеология не¬отомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заклю-чается в том, что в неотомизме признается существование ре¬альности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое по-нимание процесса по¬знания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объ¬екта. Однако для них субъект — это бессмертная человеческая душа, а объект — сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получает¬ся, что человек познает не ма¬териальные объекты, а содер-жа¬щиеся в них идеальные сущности. Познание "сущности" вещи восходит от ее чувст¬венного восприятия через образование понятий о еди¬ничных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам. В конце XX века онтология, гносеология и антро¬пология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в со-став неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, фи-лософ¬ской антропологии и дру¬гих современных философских течений. Особое ме¬сто в развитии современного неотомизма занимает дея¬тельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский пре¬стол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что цер¬ковь совершала "грехи" в прошлом и небез¬грешна в настоящем. Он указал на четыре гре-ха прошлого: разъ¬единение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: нена-божность, забвение моральных цен¬ностей (как следствие распространения абортов и раз¬водов), некритичность по отношению к тоталитаризму, тер-пимость по отношению к проявлениям несправед¬ливости. Следует под-черкнуть, что, осуждая грех рас¬кола хри¬стиан, Иоанн Павел II считает, что в нем со¬держится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа — это вера в того, кто из человеческой слабости может из¬влечь благо. Вера в Христа — одна, но это разделение позволило церкви вы¬явить все богатства, со-держащие¬ся в Евангелии, которые иначе могли бы ос¬таться не-известными". Многочисленные энциклики и религиозно-фило¬софские труды Иоан-на Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, обще-ства. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произ-ведениях. В частности, о том, как найти золотую сере¬дину между издерж-ками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; явля-ется ли рынок глав¬ным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов. В работе "Основание этики" (1983 г.) Кароль Войтылла отмечает, что "тоталитаризм — это попытка ото¬брать у людей индивидуальность, отождест¬вив их и уровняв в совместной жизни". Требование освобожде¬ния от тота¬литаризма не является выражением соци¬ально-политического ради-ка¬лизма, а есть призыв к морально-религиозному совершенствованию лично¬сти, ее "очищению от греха", т. к. "Христос сам вел такую борьбу в гораздо большем масштабе, чем думают те, кто хотел бы видеть в нем лишь "первого социали¬ста". Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение до¬минирующая сего-дня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Она связана с пере¬смотром традиционной иерархии ценностей и проблем религи¬озной филосо¬фии. Если в традиционном неотомизме философская мысль шла от бога к че¬ловеку, то в со¬временном неотомизме обосновывается необходи-мость восхо¬дить от человека к богу. При этом обычно актуа¬лизируются христианские гуманистические традиции, подчеркивается, что в теоцен-тризме содержится инте¬рес к человеку, его жизни, поведению, нравствен-ности. Рассуждая о происхождении моральных норм, К. Войтылла отмечал, что "Христианская этика считает, что нравственные нормы, как и все зако-ны тварной природы, исходят от Творца, однако очень многие из этих норм — естественны, человек прямо сознает их, благодаря естест¬венному пути ра¬зума". Человек — не только материал для Бога, возникший доста-точно слу¬чайно, но и существо, творящее самого себя и соз¬нающее свои возможности Сходные взгляды развивает Ж. Маритен, утверждая, что в самой при¬роде человека заключен "божественный закон", что человек обладает свобо¬дой воли и поэтому его жизнь не имеет жесткого провиденциального сце¬на¬рия, а является лишь его наброском (провиденциа¬лизм - понимание истории как проявление воли бога). Проблемы личности в персонализме Другим влиятельным философским направлением XX в. является персо¬нализм. Само название происходит от лат. persona — личность, и персо¬нализм является философским течением, ставящим в центр своего изучения личность человека и личность Бога. В отличие от философской антрополо¬гии, которая может быть совершенно разнообразна по своим конфессиональ¬ным и мировоззренческим проявлениям, персонализм по преимуществу есть религиозное, христианское течение. Атеистические пер-соналисты встреча¬ются крайне редко. Зарождается персонализм в конце XIX в. в США. Из¬вестны такие мыслители, как Джосайя Ройс, Б.Боум, Уи-льям Хокинг. С 1920 г. издается журнал «Personalist». В начале XX в. пер-сонализм зарождается в России, основными его сторонниками принято считать Льва Шестова и Нико¬лая Бердяева, которых относят также и к эк-зистенциализму. Классическим персонализмом всегда считался француз-ский персонализм, у истоков кото¬рого стоят два мыслителя: Эмманюэль Мунье и Жан Лакруа. Вокруг них и из¬дававшегося по их инициативе с 1932 г. журнала «L’esprit» («Дух»), были и другие французские персона-листы, такие как М. Недонсель, Поль Рикёр, П. Ландсберг и многие дру-гие. Все они были, как правило, католиками. На русский язык переведены две книги Мунье. Одна из них так и называ¬ется: «Что такое персонализм». Другая называется просто «Персо-нализм». Эти книги вышли в 40-х го¬дах. В 30-х годах Мунье издал не-большую книгу «Манифест персонализма». Эти книги составляют как бы классическую трилогию персонализма. Недон¬сель известен прежде всего как автор статей о персонализме во французских энциклопедиях, и в этом смысле он является классиком. Все модные цитаты по французскому пер-сонализму — это практически цитаты из Недонселя. По уверению Мунье и других философов-персоналистов, персона-лизм — это не философская школа и не система; это, скорее, умонастрое-ние, жиз¬ненная позиция. Как пишет Мунье, можно быть одновременно кантианцем и персоналистом, можно быть социалистом и персоналистом, можно быть хри¬стианином и персоналистом. Персонализм — это просто переоценка ценно¬стей, показ того факта, что именно человеческая лич-ность лежит в основе всех поисков, всех философских и социальных устремлений. Создание персо¬нализма сам Мунье, так же, как и Шелер, от-кровенно связывает с кризисом, который поразил Европу в 20—30-е годы, когда в воздухе носилось предчувст¬вие войны. Работы непосредственно послевоенного периода явля¬ются также попыткой осмыслить катастрофу, которая постигла Европу. Мунье указывает, что человечеству всегда были свойственны две крайно¬сти: материалистическая и идеалистическая. Обе они в равной мере справедливы, и Маркс в своем учении о законах общества, об отчуждении че¬ловека, об экономическом воздействии на человека оказался во многом прав. Но его требование только лишь экономического переворота, только экономиче¬ской революции оказывается никуда не ведущим, потому что оно не затрагивает духовную часть человека. Также и идеалисты, прене-брегая мате¬риальной стороной жизни и настраивая нас только на самосо-вершенство¬вание, оказываются бессильными, ибо человек все же существо, живущее в материальном мире, и он не может руководствоваться только духовными це¬лями. Как пишет Мунье, марксисты утверждают, что сейчас классический эко¬номический кризис, надо заняться экономикой и тогда кризис прекра¬тится. Моралисты высказывают противоположную точку зрения: это кризис человека, кризис нравственных ценностей — измените человека и общество исцелится. Персоналистов не удовлетворяет ни та, ни другая точка зрения. Спиритуалисты и материалисты впадают в одно и то же заблуждение, свойст¬венное современности, когда, следуя картезианско-му сомнению, безоснова¬тельно разделяют тело и душу, мышление и дея-тельность, homo faber и homo sapiens (человека созидающего и человека мыслящего). Персонализм с самого начала противопоставляет себя как идеализму, возводящему мир к некоему безли¬кому, безличному духу и рас-творяющему в этом духе материальное начало, так и материализму, кото-рый отрицает начало духовное, сводя все, в том числе и человека, лишь к материальным проявлениям. Персонализм утвер¬ждает единство матери-ального и духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому именно человек и является центром познания, центром всех ценностей и всей деятельности. А поскольку в каждом человеке это един¬ство проявля-ется по-своему, каждый человек есть личность, неповтори¬мое создание, то и этих центров может быть столько, сколько людей на земле. Для персона-листов вопрос не в том, что такое человек вообще, не в том, что такое лич-ность вообще. Такой вопрос, конечно, ставится в их произведениях, но многие из них написаны в подчеркнуто неклассическом философском клю-че. Поэтому и основ¬ными терминами персонализма являются вовлечение и трансценденция: вовле¬чение человека в материальный и духовный процесс настоящего мира и трансценденция, т. е. выход его из этого процесса. Че-ловек не только вовле¬чен в процесс, но и выходит из него. Примерно те же самые категории встречаются и в экзистенциализме, но персонализм, воз-давая должное экзистен¬циализму, тем не менее не согласен с его пессимиз-мом и с акцентом на нега¬тивные качества человека. Итак, главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не по-знающий субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, со¬стоящая из души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и лениться, со всеми ее многообразными проявлениями. Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия — и духовный, и материаль¬ный — оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие, творение Божие. Именно по-этому человек есть личность. В работе «Персонализм» Мунье совершенно справедливо указывает, что философия два тысячелетия занималась чем угодно (познанием чело-века, его познавательных способностей и т. д.), в то время как еще на заре I тысяче¬летия словами Спасителя и христианства вообще было провозгла-шено глав¬ное ценностное, главное философское положение, что человек есть личность и Бог есть Личность. И именно христианское учение является до конца после¬довательно персоналистичным. Мунье постоянно подчерки-вает, что он не вырабатывает новой философской школы, а просто повто-ряет старую, изби¬тую истину о том, что человеку нужно вернуться к своим истокам — к Богу, что человек должен через Бога вернуться к самому себе, и таким обра¬зом познать самого себя и обрести мир и в своей душе, и в обществе. Французские персоналисты были в основном католиками, так на¬зываемыми лево-католиками, которые стремились пересмотреть некото-рые католические установки, не выходя при этом за рамки догматические. Кроме христианства, персоналисты возводили свое учение к огромному количеству философов: прежде всего к Сократу, Паскалю и Лейбницу. Так же, как у Лейб¬ница каждый человек есть монада, т. е. личность, и все мо-нады вхожи в Божественную Монаду, так и у персоналистов (и у всех хри-стиан) каждый че¬ловек — личность, поскольку он является образом Боже-ственной Личности. Задача философии Мунье, Лакруа и др. персоналистов не в построении новой системы, а в переориентации человека, возврате его к первохристианским исто¬кам. Поскольку единственным истинным онтоло-гическим моментом явля¬ется личность, соединяющая в себе и материаль-ное и духовное начало, то личность есть единственный реальный субъект. Личность прежде всего ха¬рактеризуется свободой, поэтому ни о каких де-терминирующих моментах об¬щества речь идти не может: человек свобо-ден, свободен полностью, поэтому марксизм ошибается, считая, что эко-номическая революция является залогом всеобщего благоденствия. Эко-номический момент важен, но не он приведет человека к высшей цели. Че-ловек свободен, и поэтому он не подчиняется эко¬номическим и историче-ским закономерностям; таковых закономерностей про¬сто не существует. Персоналисты различают понятия индивида и личности. Индивид — это биологическая характеристика человека со всеми его индивидуальны-ми биологическими отличиями: цветом глаз, волос, количеством родинок и т. п. Как индивид человек включен в род и с точки зрения научной непо-знаваем; индивидом не занимается ни наука, ни философия. Но человек как личность есть неповторимая единица, не как единица материальная, био-логическая, а как единица свободная, прежде всего свободно творящая, свободно действую¬щая. Поэтому не может быть никаких исторических за-кономерно¬стей. Персоналисты еще раз подчеркивают, почему они не со-гласны с идеализ¬мом, который вроде бы в любой форме (объективной или субъектив¬ной) всегда стремится показать свою лояльность по отношению к христиан¬ству, но персоналисты указывают, что идеализм может привести только к не¬коему безличному духу, но не к Личному Богу. Как говорил американский пер¬соналист Уильям Хокинг в работе «Значение Бога в ре-лигиозном опыте», идеалистическая философия не исполняет работы рели-гиозной истины, по¬этому идеализм не есть истина религии. Философия все-гда не завершена, она всегда находится в поисках, в сомнениях. Религия же, наоборот, завер¬шаема, она есть совокупность догматов, в которых со-мневаться нельзя, и на основании этих догматов мы можем стремиться по-строить более или менее систематичное учение. Поэтому философия не может привести к религии, т. к. она не может привести нас к знанию Бога, и самое главное, по мнению Хо¬кинга, философия никогда не сможет создать Бога, Которому поклоняются. Впоследствии эту идею очень образно вы-разит Мартин Хайдеггер: «Перед Богом Спинозы нельзя плясать и смеять-ся». Каждый человек есть личность, но человеческое я включает в себя та-кие необходимые элементы, как мы и ты. Поэтому истинное познание че-ло¬века, личности самого себя невозможно без общения, без коммуникации. Как сказал Недонсель, «чтобы быть собой, следует быть по крайней мере вдвоем», а в другом месте он указывает, что для того, чтобы быть своим я, надо быть желаемым другим я. Человек не всегда имеет возможность пол-ного общения с другим человеком, но, даже находясь в одиночестве, чело-век, тем не менее, остается личностью. Это возможно постольку, поскольку с чело¬веком всегда есть Бог. Бог для человека есть некое высшее Ты, имен-но поэтому общение с Богом и делает человека истинной личностью. Об-щение с другим человеком возможно только лишь потому, что человек общается с Бо¬гом. В человеке всегда есть это Божественное Ты, и, погру-жаясь в свои собст¬венные глубины, человек всегда общается с Богом, Ко-торый никогда его не покидает, в отличие от наших земных собеседников. Именно поэтому, «чтобы быть собой, следует быть по крайней мере вдво-ем, а чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог». Персоналисты не строили последовательной философской системы, по¬этому у них трудно найти какую-то разработанную онтологию, гносео-логию и т.п. Но тем не менее, если мы говорили, что в начале онтологии стоит лич¬ность — Личность Бога или личность человека, то в отношении гносеологии персоналисты (прежде всего Лакруа) разрабатывали теорию верования. Тео¬рия верования гласит, что в познании человека главную роль играет вера, и чтобы отличить ее от религиозной веры, персоналисты называют ее верова¬нием. Анализ любого познавательного человеческого акта показывает, что он невозможен без огромного количества верований: человек верит аксиоме, собе¬седнику или автору книгу. Таким образом, ра-зум оказывается небольшим частным случаем верования, более широкого гносеологического начала в чело¬веке. Человек есть прежде всего существо верующее, а разум есть лишь некоторая проясняющая вера. Даже тот факт, что человек может во всем сомне¬ваться, по мнению Лакруа, показывает, что человек независим. Само наличие сомнения показывает свободу чело-века, его онтологическую незави¬симость, и эта онтологическая независи-мость показывает приобщенность его к некоему иному бытию, к Богу. По-этому сомнение опять же оказывается включенным в более широкий кон-текст, в контекст верования. Открывая себя в сомнении, пишет Лакруа, я открываю Бога. Любое познание всегда есть со¬единение веры и разума, поэтому наука не может дать абсолютного знания. Наука есть лишь част-ный случай того широкого знания, которое дается чело¬веку в его вере. По-этому часто возникают и различные научные теории, и во¬обще многие персоналисты по отношению к критерию научного познания склонялись к конвенционализму, т. е. учению о согласии, по которому истины науки яв-ляются истинами постольку, поскольку люди договорились считать их та-ковыми. Но истина содержится только в Боге, поэтому в основе любого ве-рования всегда лежит вера в Бога. Поэтому же нельзя и доказать бытие Бо-га, ибо разум всегда погружен в стихию веры, в стихию верования, и по уве¬рению Лакруа, любое доказательство бытия Бога предполагает уже ве-ру в Бога. Эта мысль достаточно хорошо высказана в лекциях о доказа-тельствах бытия Бога Кудрявцева-Платонова, профессора Московской Ду-ховной Акаде¬мии конца XIX в. Чтобы прийти к Богу, чтобы доказать бы-тие Бога, надо исхо¬дить из него, совершенно справедливо утверждает Ла-круа. Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разра¬батывает свою школу, поэтому многие философы считают себя одно-вре¬менно и персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных философских направлений. Мы наблюдали слияние экзистенциа¬лизма и психоанализа, экзистенциализма и марксизма, психо-ана¬лиза и марксизма, феноменологии и философии жизни. Философия XX в. ока¬зывается очень и очень многогранной. К сожалению, в нашем курсе нам не удалось рассмотреть множество других философских школ. Мы рассмот¬рели только наиболее важные, наиболее значимые, оказавшие наиболее силь¬ное влияние на судьбы современного мира и проявившиеся в мировоззрении возможно большего числа людей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею фи-ло¬софия при¬надлежат к традиционалистскому, догмати¬ческому типу со-знания. Это ни в коей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рожда¬ются философские учения, оказываю¬щие большое и длительное вли-яние на человеческую культуру. Выражая устремления ре¬лигиозного со-знания той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценност-ными представ¬лениями, философы православия, католичества, проте-стантизма, ислама и других вероисповеданий могут стать влия¬тельными мыслителями — приме¬ром могут служить Августин и Фома Аквинский. Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается се¬годня существование соответствующих религиозных органи¬за¬ций и объ-еди¬нений (в христианской религии — церквей) с их широкой и разнооб-разной идейной деятельностью. И в наши дни существует достаточно яв-ная связь между соци¬ально-экономиче¬ским, политическим положением, интересами этих организаций и общефилософскими ориентациями, а также переориента¬циями тех, кто представ¬ляет официальную религиозную идео-логию. Наше стреми¬тельное столетие довольно быстро развенчивает застыв-шие, окостеневающие формы мышления, включая мышление философское. Попытки «пустить в дело» устаревшее, су¬губо традиционалистское идей-ное оружие довольно быстро обнаруживают свою несо¬стоятельность. «Мелкий ремонт» его тоже не помогает. Решительный крах то и дело тер-пит именно привычка цепляться за догмы. И в частности, в трудное поло-жение попадает философско-религиозная догматика. Возьмем, например, одну из централь¬ных догм хри¬стианства — догму, согласно которой бог, «устраивая» чело¬веку определен¬ные испытания в отместку за первород-ный грех и греховность вообще, в конце концов все же берет на себя «по-печение» о че¬ловеческой ис¬тории. Две мировые войны и угроза третьей — таково «попечение»? Вот по¬чему в нашем веке широкие круги людей, ин-тересующихся филосо¬фией, в том числе и верующих, сочувственно встре-чали попытки обновления, и по¬рой достаточно кардинальные, религиоз-ной идеологии. Список использованной литературы: 1. Орлов, Л. И, Философия: Курс лекций. В 2 ч. Ч. 1 / И.И. Орлов; Минский институт управления. - Мн.: Изд-вр МИУ, 2004. - 95 с. (С. 69-78) 2. Чуешов В. И. Введение в современную философию: Учебн. пособие /В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова - Мн. НТООО "Тет-раСистемс", 1997. -128 с. (С. 45-58) 3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под общ. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990. — 367 с. (С. 334-343) 4. Современная буржуазная философия. Учеб. по соб. Под ред. А. С. Бо¬гомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М., «Высш. школа», 1978. 582 с. (С. 478-499) | |
Просмотров: 1581 | Загрузок: 74 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |