Мы уже говорили в одной из предыдущих лекций, что древнегреческая
философия, чистая в своих истоках и приведшая к замечательному прорыву в
понимании человеком устройства мира, в котором он живет, вскоре
замутилась вследствие некоего демонического влияния, проявившегося,
во-первых, в атеизме Гераклита и Демокрита, а во-вторых, в скептицизме
софистов. Во второй половине V в. до н.э. софисты грозили увлечь за
собой наиболее талантливых греческих юношей, фактически монополизировав
сферу образования. Успех софистов на ниве просвещения завел бы греческую
философию в тупик. В результате мы не имели бы ни Платона, ни
Аристотеля. Однако во второй половине V в. до н.э в Афинах у софистов
появился мощный конкурент. Им оказался Сократ, последователь философии
Анаксагора. Сократ воспринял лучшие традиции милетской школы,
восходившей к светлому, незамутненному источнику истинного знания
(Тертуллиан в "Апологетике" говорит о том, что философия в своих истоках
восходит к божественному откровению). Между Сократом и софистами
разгорелась настоящая борьба за души греческих юношей, интересующихся
наукой и философией