Учение Фомы Аквинского
Одним из наиболее выдающихся представителей
зрелой схоластики был монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/
1226—1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и
естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193—1280).
Как и его
учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской
теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было
преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с
догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса
Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само
бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир,
как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и
сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за
Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции,
обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций
(свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям.
Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и
акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое
бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при
ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма —
источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за
Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает
бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома,
столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет
четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности,
выражающейся в том, каким образом форма, т. е. актуальное начало,
реализуется в вещах.