Рекламный блок

Здесь может быть ваша реклама!
Главная » 2-КУРС » Философия

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

Марксистская философия [Философия]

Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная фи-

165

лософская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.

Подробнее... Комментарии (0)  

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОГО ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМА КАК ПРОЕКЦИЯ УЧЕНИЯ О СВОБОДЕ [Философия]

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОГО ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМА КАК ПРОЕКЦИЯ УЧЕНИЯ О СВОБОДЕ
К представителям идеал-реализма в русской философии принято относить двух мыслителей нашего столетия — Н.О. Лосского (1870— 1965) и его уче¬ника и последователя С.А. Левицкого (1908— 1980)1. И.О. Лосский известен как создатель системы синтеза интуитивизма и иерархического персонализма, названной им конкретным идеал-реализмом. Основываясь на своем учении, он, на протяжении долгого и плодотворного творческого пути, занимался проблемами гносеологии, идеалистической метафизики, аксиологии этики, эстетики и теологии.
Лосский как великолепно образованный, высоко эрудированный фило¬соф, достигавший высочайшего профессионализма при исследовании всех вопросов, входивших в кругозор его интересов, пользовался заслуженным ав¬торитетом среди отечественных философов. Его значение как одного из лиде¬ров русской øêîëû философского идеализма признавалось даже противника¬ми его взглядов.
С.А. Левицкий развил и углубил отдельные стороны системы органиче-ского мировоззрения своего учителя. Социально-философская проблематика никогда специально не разрабатывалась Лосским, в нескольких работах су¬ществуют лишь наброски его взглядов на природу общества. Напротив, про¬блемы философского осмысления общественных процессов находились всегда в фокусе внимания Левицкого4. В отличие от своего учителя, он разраба¬тывал несколько иную концепцию социального организма. Его диалектика отношения личности и общества (взаимодополнения «я» и «мы»), учение об обществе как особом виде бытия, продолжает традицию С.Л.

Подробнее... Комментарии (0)  

Понятие культуры и цивилизации [Философия]

Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б.Тайлор (1832—1917). В понимании Тайлора, культура — это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры — это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым [1].

Подробнее... Комментарии (0)  

Традиции и особенности религиозной философии XX века [Философия]

В переводе с греческого языка слово "филосо¬фия" означает любовь к мудрости. Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наибо-лее, зага¬дочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор значения пред¬ставления об их смысле. Так, в одном древнеиндий¬ском трактате утверждается  что, любовь  обра-зуется в резуль¬тате пересечения влечений тела, ума, и души, представляет собой уникальное единство страсти, дружбы и уважения. Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью, что она является, по словам Л. Н. Толстого, "знанием вечных истин, приложимых к жизни".
Как любомудрие философия является особым типом знания. В соста-ве человеческих знаний без труда различаются три больших и относитель-но са¬мо¬стоятельных группы: обыденные, конкретно-научные и мировоз-зренче¬ские знания.
В то время, как мифология и религия столь же древни, как человек, фи¬лософия существовала не всег¬да. Ее возникновение в 5-6 веках до н. э. в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае было рево¬люционным процессом преодоления мифологически-религиозного мировоззрения. Именно там и тогда сложился особый тип мировоззренческого знания как проявление не божественной, а человеческой любви к мудрости.

Подробнее... Комментарии (0)  

Сциентизм [Философия]

Сциентизм (от лат. scientia - наука) - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.
сциентизм

Подробнее... Комментарии (0)  

Философия последней четверти ХХ века. [Философия]

Для этого периода в развитии мировой философии характерны разнообразные поиски новой рациональности, расцвет философии науки и три её поворота: исторический, социологический и лингвистический; соединение феноменологии с лингвистикой, аналитической философией, взлёт философской герменевтики; популярность современного варианта прагматизма, возникшего на волне релятивизации, деидеологизации и детеоретизирования науки.
Реагируя на технократические социальные изменения и соответствующее их идеологическое оформление, философия в конце XX века сближалась с теологией, главным образом благодаря модернистским тенденциям внутри богословских традиций у представителей разных конфессий. Параллельно происходила рефлексивная обработка продуктов ремифологизации, мифотворчества.  При этом познавательные процессы подвергались предельной релятивизации.

Подробнее... Комментарии (0)  

Духовная жизнь человека и человечества [Философия]

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.


История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Подробнее... Комментарии (0)  

Философия Древней Индии и Китая. [Философия]

Философия Древней Индии и Китая.
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира является т. н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. — знание, ведение от вид — знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500—600 лет до н. э.).

Подробнее... Комментарии (0)  

диалектика [Философия]

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. 2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции. 3. Детерминизм и индетерминизм. 4. Закон. Динамические и статистические закономерности. 5. Границы, сфера действия диалектического метода. 6. Метафизика и ее значение для познания

Подробнее... Комментарии (0)  

Понятие движения. Связь движения и материи [Философия]

• Основные типы движения
• Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь






Понятие движения. Связь движения и материи

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т.д.

Подробнее... Комментарии (0)  

« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 11 12 »

наш опрос

Что больше нужен для сайта?

Всего проголосовало: 375

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0